Интерес к троллингу в последнее время растет, как на дрожжах. Появляются многочисленные статьи, книги и труды, посвященные этому времяпрепровождению. Данная статья не претендует на глубокое исследование предмета, а лишь ставит своей целью объяснить еще большим профанам, чем автор, азы данного вида деятельности.
Как известно, ловля на дорожку практиковалась на Руси еще в те далекие времена, когда Америки еще не было на карте мира, и поэтому использовать термин "троллинг" для обозначения исконно русской забавы вроде бы не совсем правильно. Однако необходимо заметить, что Л.П. Сабанеев, например, под ловлей на дорожку подразумевает использование специальных металлических блесен, а не способ ловли, в то время как троллинг обозначает именно действие. Вопрос этот, конечно, очень спорный, в большинстве правил любительского и спортивного рыболовства термин "троллинг" отсутствует, а вот понятие "ловля на дорожку под мотором" есть. Зато "рыболовные" публикации, напротив, активно используют именно новомодное английское слово. Не будем выделяться и мы из общей массы пишущей братии.
Неофиты данного движения чаще всего задают следующие вопросы: какие лодку и мотор выбрать, нужен ли эхолот и какой, какие снасти и приманки использовать? Постараюсь на них кратко ответить, однако прежде позвольте заметить, что ранее названная ловля на дорожку под мотором разрешена не везде, и, прежде чем претворять в жизнь приведенные советы, уточните, разрешено ли собственно это в вашем регионе.
Рассмотрим для начала снасти и приманки. Сказать, что требования к снастям в троллинге менее жесткие, чем в спиннинге, значит не сказать ничего. Хотя ловить можно даже при полном отсутствии спиннинга и катушки, держа шнур или леску в зубах, как советует Л.П.Сабанеев, однако наличие даже примитивных снастей резко повышает удовольствие от данного занятия. После долгих экспериментов с удилищами и катушками, автор остановился на дешевых стеклопластиковых спиннингах от 180 до 270 см с тестом от 20 г и более и мультипликаторных катушках, что и вам искренне советует. Дело в том, что вытаскивание во время движения лодки приманки длиной сантиметров 18 дает ощутимую нагрузку на снасти, и испортить за сезон несиловую безынерционную катушку более чем реально. Опять же, при наличии определенного таланта регулирования фрикциона и удачном зацепе вполне можно сломать удилище. Вообще, как показывает опыт — "сын ошибок трудных", на троллинге удилища ломаются гораздо чаще, чем при ловле в заброс и в основном из-за того, что на них банально встают или садятся. Посему недорогое удилище - это именно то, что нужно начинающему троллингисту.
Очень существенный вопрос, что намотать на мультипликатор: плетеный шнур или обычную леску? У лески есть ряд неоспоримых достоинств: во-первых, рыба ее боится меньше; во-вторых, за счет собственной растяжимости леска хорошо амортизирует, что упрощает вываживание, например, окуня, обладающего легко рвущимися губами; в-третьих, леска намного дешевле. Однако шнур позволяет лучше контролировать игру того же воблера и за счет меньшего диаметра по сравнению с леской одинаковой разрывной нагрузки глубже вести приманку Лично мне больше нравится шнур, а нерастяжимость его можно компенсировать более мягким удилищем. Если вы не ставите себе сверхзадачу отловить голубого марлина, то 200 м 20—25-фунтового шнура — это то, что надо. Большая длина шнура обусловлена запасом на случай маневра при зацепе приманки. Поверьте на слово, очень неприятно, когда на сильной волне, не успев славировать, наблюдаешь, как последние витки сходят с катушки и пропадают в пучине вод.
Что же касается приманок, то эта тема может занять не одну страницу. Рекомендовать что-либо автор даже не берется, ибо универсальной приманки на все случаи жизни просто не существует Можно, конечно, ограничиться колеблющейся блесной типа "Уральская" и катать ее за собой на веревочке по всем водоемам. Скажу больше, бывают периоды, когда на старые проверенные колеблющиеся блесны берет гораздо лучше, чем на все новомодные воблеры вместе взятые, однако это, скорее, исключение, чем правило. Определитесь с глубиной предполагаемого места лова. Вероятнее всего, вам понадобятся приманки на глубины до 5 м. Не изобретая велосипед, возьмите что-нибудь мелководное, типа Rapala Original или Husky, а на глубины от 3 до 5 м — воблеры типа Shad Rap 7 — 9 см. В принципе, для начала этого вполне достаточно.
Вопрос о цвете воблера носит скорее оккультный характер и логическому анализу не поддается. Справочники утверждают: холодная прозрачная вода — холодные тона, мутная и теплая — кислотные. К сожалению, рыба не всегда читает эти же книги и может с особым цинизмом игнорировать предложенные ей по всем правилам рыбацкой науки разные вкусности. Правда, с приобретением опыта, вы всегда сможете объяснить окружающим, почему именно в данный день и в данном водоеме рыба не клюет и клевать не может. Но это придет к вам само собой, посему позвольте эту тему не углублять.
Разберем теперь проблему выбора эхолота. Необходимость данного прибора трудно переоценить: сколько дорогих приманок сберегается благодаря его использованию, особенно в местах с резкими сменами донного рельефа, и столько приятных минут во время глухого бесклевия может подарить этот чудо-прибор, который, периодически игриво попискивая, сигнализирует тем самым о несметных полчищах рыбы прямо под вами.
Как показывает скромный опыт автора, имевшего удовольствие общаться с пятью разновидностями данного прибора, единственное, что от него требуется, — это корректно показывать глубину и не терять ее. Посему от модели за 150 долл. вы, получите то же самое, что и за 800, если, конечно, не учитывать неописуемую красоту трехмерного дна на большом экране и просто необходимую каждому информацию о температуре забортной воды в поверхностном слое: мало ли, искупаться надумаете.
Особо хочется сказать о присосках на датчике в портативных моделях: не доверяйте им! Единственное надежное крепление данного датчика — намертво к доске, а доску — струбциной к транцу. Иначе рано или поздно датчик отклеится и попадет под винт. А он (датчик), почему-то этого не любит.
Выбор лодки и мотора — достаточно важная веха в жизни каждого человека: все-таки не корову купить. Трудно посоветовать что-либо одинаково пригодное для всех, страждущих совета, посему ограничусь общими декларациями. Как показывает практика, ловить троллингом можно на импортном моторе как в 2, так и в 100 л.с., если, конечно, мотор уверенно держит малые обороты. Если вы планируете брать на прокат лодку типа "Пелла", то предполагаемая мощность мотора ограничится 6 л.с., а если собираетесь покупать моторную лодку, то подбирайте мотор исходя из ее тактико-технических данных.
Что же касается надувных лодок из ПВХ и подобных материалов, то при ее приобретении самое главное правильно определить для себя желательный размер. Зарубежные каталоги не советуют использовать для рыбалки судно короче 3.5 м, и автор полностью разделяет это мнение. Лодка длиной 3.5 м — это минимум для ловли вдвоем, желательно все-таки 4.2 м или хотя бы 3.8.
Мотор подбирают исходя из выбранных размеров и ожидаемого результата. Если читатель никуда особо не торопится на рыбалке и не покрывает грандиозные расстояния в поисках рыбы, то ему вполне достаточно двигателя мощностью 2—3 л.с. на любую из перечисленных лодок. Это гарантирует скорость 7—12 км/ч и малый расход бензина на троллинге, вплоть до 0.2 л/ч (например, четырехтактные 2 л.с.). В противном случае надо говорить о моторах 15—25 л.с., а они уж бензин "кушают", только наливай, и расход 1.5—2 л/ч обеспечен.
Несколько слов относительно выбора производителя и модели лодки или мотора. Советую определиться для начала со списком возможных вариантов, а потом попробовать воспользоваться методом анализа иерархий (Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993) или, на худой конец, составить сравнительную таблицу. В качестве критериев рекомендую обратить внимание на сервис, гарантийное и послегарантийное обслуживание (доступность, сроки и цены), стоимость запасных частей и мелкого текущего ремонта, удобство пользования, транспортировки и общую цену. Тщательно проанализировав все названные и дополненные вами критерии, не трудно сделать выбор, и приобретение будет удовлетворять именно вас, а не ваших друзей или знакомых.
Рассмотрев матчасть, перейдем собственно к стратегии и тактике рыбалки. Здесь все внешне выглядит гораздо проще, потом, на практике, оказывается сложнее. Посмотрите любой каталог известного зарубежного производителя, и вы поразитесь многообразию всевозможных снастей и орудий троллинга, а ведь все их как-то надо умудриться применить и разместить в лодке. Всевозможные планеры, даунриггеры и прочие предметы, описать которые не хватает всего богатства русского языка, и пробуждают самые смелые фантазии в неокрепшей душе начинающего троллингера и временами кажется: вот заложу квартиру, куплю все это и чуть-чуть того и начнется у меня непрекращающееся рыбацкое счастье...
Однако, дабы наши семьи преждевременно не пошли не паперть, начнем с более скромного: с джентльменского набора воблеров. Очевидно, что объектом ловли троллингом является хищная рыба. Ни для кого не секрет, что некрупный хищник питается молодью мирной рыбы, которая кормится, растет и размножается в сезон открытой воды на глубинах до 6 м. Большинство хищников предпочитает нападать из засады, а не носиться по всему водоему за перепуганными мальками. Поэтому оптимальным местом для ловли троллингом будет достаточно протяженный участок вблизи водной растительности и (или) с неровным дном, свободный от зацепов, в диапазоне глубин 1—6 м. Для поиска данного места, а также контроля прохождения приманки и нужен эхолот. Однако, поскольку приманка находится от вас в десятках метров, ее траектория не будет совпадать с вашей, так что, объехав препятствие и вернувшись на прежний курс, вы получаете шанс устроить зацеп именно там, где ранее и ожидалось.
Вообще, отпуск приманки и скорость подбирают индивидуально для каждого конкретного случая. Из того факта, что на воблер, находящийся в состоянии покоя на дне или несущийся по поверхности со скоростью 100 км/ч, рыба не клюет, неопровержимо следует, что между этими двумя крайностями предполагается экстремум, свой для каждой модели воблера. Как правило, скорость троллинга не превышает 5 км/ч (обычно 3.5-4), хотя бывают и исключения. Воблеры более удачной формы и качественного изготовления имеют более широкий диапазон рабочих скоростей, менее удачные модели на малых скоростях не играют, а при увеличении скорости теряют игру и вылетают на поверхность. Регулирование крепежной петельки не всегда позволяет исправить этот дефект.
Если говорить об отпуске приманки, то зарубежные авторы утверждают, что на троллинге достаточно отпускать воблер всего на 10 м, некоторые из моих знакомых, напротив, отпускают на 70. В первом случае мы получаем свободу маневра, во втором — меньше пугаем рыбу мотором. Возможно, оптимальным будет именно золотая середина, т.е. метров 40.
А дальше и начинается собственно рыбалка. Оптимальное количество человек в лодке, как показывает опыт, двое. Третий всегда лишний, поскольку он будет постоянно мешать со своим спиннингом или вам, или вашему напарнику. Размещение экипажа из двух человек на надувном судне без рулевой колонки примерно такое: капитан садится ближе к правому борту, боком к движению; управляя левой рукой румпелем и держа в правой спиннинг, проводит приманку по левому борту судна. Его напарник садится ближе к левому борту и проводит приманку по правому борту.
При поклевке надо действовать, как и при обычной ловле спиннингом, т.е. вываживать методом выкачивания удилищем. Заглушить ли мотор при вываживании рыбы, переключить его на реверс или продолжить движение — четких рекомендаций нет. На первых порах, если позволяет обстановка, лучше все-таки заглушить. Основной залог успеха при вываживании — быть спокойнее рыбы, и она от вас никуда не денется. Ну, а как приготовить пойманную рыбу, надеюсь, разберетесь сами.
В заключение хочется отметить, что автор постарался конспективно ответить на наиболее часто задаваемые ему вопросы по матчасти и собственно процессу троллинга, а уж получилось или нет — судить вам, уважаемый читатель.