Бескрайние морские просторы издревле притягивали к себе людей. Одни из них открывали новые континенты, для других — завоевателей — море было плацдармом военных действий, третьим — море с его бесконечными запасами давало жизнь. Этих третьих, то бишь рыбаков-добытчиков и в наше время хватает. Это и профессионалы, покоряющие стихию на траулерах и сейнерах, и браконьеры, порой довольствующиеся несколькими рыбками, но иногда и строящие себе на уловах коттеджи, вызывающие зависть обывателей; они вынимают из воды деньги, что, впрочем, и приносит им немалую радость. Мы будем говорить о другой категории рыбаков, которым рыбалка приносит моральное удовлетворение. Бывает и наоборот — приносит грусть, но жажда успеха заставляет рыбака изо дня в день думать о том, как найти подход к рыбе, как лучше ее обмануть. И как пи дико это может показаться большей части нашего российского населения, рыба для таких рыболовов не самое главное. Рыбу они просто отпускают, поцеловав ее в лоб за то, что она есть и они смогли ее перехитрить. за то, что она доставила им чисто спортивную радость, сопротивляясь как дикий конь, за то, что она боролась за жизнь, отнимая у них столько физических сил и т.д. и т.п. Сказанное насчет "коня", не относится, естественно, к судаку или треске. Мы имеем в виду короля северных вод — морского лосося.
За последнее десятилетие многие наши соотечественники сделали шаг навстречу этой рыбе, а особо продвинутые — и два и три шага. Только встречи эти были, как правило, на ограниченном пространстве. — то бишь на реках, где рыбу видно, и она, показываясь, заставляет часами "месить" воду перед каким-нибудь порогом. А вот как, где живет и что делает эта рыба в период своего нагула в море или большом озере, знают немногие.
Вот об этих немногих или стремящихся отнести себя к этой категории мы и поговорим. Поговорим мы и о становящейся модной у нас троллинговой рыбалке. Слово троллинг много раз муссировалось на страницах наших рыболовных изданий, но эти статьи в большей степени только сбивали с панталыку людей, имеющих плавсредства от "Казанки" до какого-нибудь "Trophy". Эти рыбаки, загоревшись, шли не тем путем, пыл их ослабевал и... вязанки удочек пылились в сарае. А в это же самое время "фирменные" люди поднимали где-нибудь на просторах Балтики рыбок весом до 30 кг или. приплывая к пирсам Лахденпохьи, вытаскивали из лодок мешки с филе судака весом эдак килограмм под 90.
Троллинг — это заморское словечко, обозначающее всякие там атрибуты, а у нас, как и при дедушке Сабанееве, называют такую рыбалку — дорожкой, да и леской наши соотечественники не пользовались, а был у них плетеный шнур; да и удочек не было, а шнурочек гот держали они либо в зубах, либо на руке была петля. Но это в прошлом.
На страницах "КиЯ" была статья, дающая некоторое представление об этом виде рыбной ловли (№173), по это была только первая зарисовка, не касающаяся глубины вопроса. Например, не говорилось, что помимо использования "планеров", позволяющих облавливать полосу акватории метров до 150, существуют еще и приспособления (downrigger), позволяющие опустить невесомые приманки еще и в глубину, метров эдак до 40! Но "опустить" и "развести в стороны" могут многие (только деньги давай!), но вот с помощью всего этого еще и рыбу поймать — туг надо постараться: придется научиться карты читать, и с эхолокацией, и с гидролокацией да еще и с навигацией серьезно познакомиться. А что касаемо рыболовных приманок и лесок, так здесь все исчисляется сотнями и километрами. А ведь еще надо познакомиться с повадками рыбы и разобраться с цветовой и игровой гаммой "атракторов" и этих самых приманок. Словом, занятия всем этим хватит на всю жизнь и еще останется. И деньгами тут все не измерить. Глядя на некоторые оборудованные троллинговые лодки, можно увидеть множество приспособлений, сделанных самостоятельно либо переделанных из фирменных, подогнанных, так сказать, под себя.
Да это далеко не все. Ведь лодку с мотором надо прочувствовать, н мотор настроить, и гребной винт подобрать. Так что и капитаном себя ощутить успеешь.
За пределами нашей необъятной родины люди давно перешагнули барьер мелкособственнических настроений. Применительно к рыбной ловле имеется в виду то, что блесны они по карманам не прячут и секретные штампы для них на заводах не делают, а ловят преимущественно на то, что продается в их магазинах. А хорошего там хватает! Естественно, периодически небольшими партиями появляются и самоделки, но, как правило, происходит это там, где приманки должны быть более приспособлены к особым условиям местности.
Все эти факторы подталкивают наших "холодных врагов" к постоянному общению между собой. У них и клубы есть, и регулярно проходят соревнования, как местного пошиба, так и международные, что позволяет совершенствовать технику ловли, тестировать оборудование, выбирая лучшее. Заявка на участие может стоить до 300 долл., а призовой фонд исчисляется как в денежном эквиваленте (до 20 000 долл.), так и натурой — недешевыми призами.
Развитие троллинга, вернее его первых осмысленных шагов, произошло в Америке и Канаде. Конечно, и в Европе его поклонники были, но даже и слова такого в те времена, я думаю, они не знали, тем не менее ловили помногу (имеются в виду уловы пятнистых рыб) и даже очень помногу, как рассказывают финские де-душки-одногодки мистера Рапалы и Лео Гуннара Хаклипа. Но развитие прогресса за последние пятнадцать лет очень сильно сказалось на рыбьем стаде. Сейчас поймать "много" на две или четыре улочки в водах славной Скандинавии трудно, учитывая выросшее "поголовье" продвинутых рыбаков и количество идей, воплощенных в приманках для обмана шустрых кумжей и лососей. Вот и получается, что способов обмана рыбы становится все больше, а рыбы все меньше.
Когда я начал отдавать все свободное время и количество незадействованных извилин этому занятию и объема информации стало не хватать, пришлось черпать ее из-за рубежа: из уст фирмачей, поднаторевших в этом деле и имеющих большую практику, и из различного рода типографских изданий.
В тог момент, когда накопленный опыт и этот самый объем информации можно было расценить как достаточный (и даже немного побольше), мы решили принять участие в ежегодных общеевропейских соревнованиях но троллинговому лову балтийского лосося — в так называемом "LAX-фестивале". Проходят такие соревнования уже десять лег. Основное место проведения — это шведский город Карлсхамн в устье знаменитой в Европе реки Мёррум (здесь родилась знаменитая шведская фирма "Амбассадор"). В прошлом году такой фестиваль был проведен в Хельсинки.
На соревнования съезжаются рыбаки из Германии, Норвегии, Финляндии и Дании, т.е стран, прилегающих к Балтийскому морю. Поэтому и опыт у участников в морской рыбалке (морской троллинг отличается от озерного) имеется. Для нас увидеть немцев было особенно интересно, так как они не считаются во всей этой тусовке особо продвинутыми. Щуки, карпы и судаки — их привилегия, а вот норвежцы и датчане — почти "№1".
Присутствие русских у шведских особ вызвало удивление; некоторые датчане с норвежцами и вообще, наверное, никогда россиян не видели, а вот финны проявили к нам благожелательное отношение, как к своим соседям по квартире: они легко с нами общались и не делали секретов из всего им известного. Впрочем, мы и выступали за финскую команду "Silver" (хотя и под собственной маркой "Яхтинг Раша Фишинг Тим"), так как являемся представителями этой фирмы в России. Принять участие в таком фестивале несложно — платите взнос и приезжайте (за свой счет разумеется; питание и проживание — также ваши проблемы; с чем помогут, так это со стоянкой лодки). Сервис на Западе развит хорошо, не пропадете. Поездка была такая: дорога до Хельсинки с лодкой за "спиной", затем паром "Викинг" и 570 км от Стокгольма до Карлсхамна. Шведская дорога усыпляет своим покрытием, любые желания удовлетворяются на бензоколонках. Если по полной программе да с пароходом длиной от 6 м, то 3000 долл. выложи — и не горюй! А если экономно, то и в половину уложиться можно.
Как показывает практика, те люди, которые действительно ловят рыбу, свои деньги считают и готовы к спартанским условиям. Они и жили на своих "пароходах". Самая популярная у рыболовов лодка в Швеции и Данни — это стеклопластиковый "RYDS", финны предпочитают "железо", а норвежцы (те. которых мы видели) проявляют неподдельный интерес к финской продукции.
Компоновка троллинговой лодки — очень важный момент. Это — максимум свободного места в корме, мореходность, безопасность, обводы — килеватые (но отнюдь не самое глубокое V, чтобы исключить валкость при перемещении от борта к борту), наличие укрытия для вещей и ящиков для хранения мелочевки. Еще раз обращу внимание, что каждая лодка доработана хозяином "под себя", поэтому различного рода конструкций и приспособлений можно увидеть великое множество. Дерзайте и совершенствуйтесь!
Что касаемо техники ловли, приманок и непосредственно применяемого оборудования, то и здесь в разных странах наблюдается устойчивая приверженность к определенным фирмам. Только страна-производитель всего этого не меняется — это USA.
Рассказывать можно до бесконечности и о навигации, и о рыбалке, но это уже не для журнала, а для встреч в Yachting Russia Club — организации, благодаря которой вы и читаете эту статью.
В зачет на соревнованиях идет только балтийский лосось, вес которого может достигать 28 кг, хотя зафиксированы в истории поимки на 32 кг. Рыба в лодку не прыгает, поэтому должен сразу развеять неправильное мнение о том, что при хорошем снаряжении рыба будет сразу ловиться. Нормальным явлением в морской рыбалке является "пустой" выход, поэтому обычно все радуются даже успеху конкурента. Максимальный вес рыбы, зафиксированный на этот раз. был 16 кг (хотя среди тех, кто не принимал участие в соревнованиях, мы слышали и про особей на 22 кг, а кстати сказать, было немало таких, кто приехал не столько половить, сколько посмотреть и пообщаться).
Два слова о чемпионате. На лов отводились три дня по 8 часов, причем итоги подводились ежедневно (призы за самую крупную рыбу и за общее количество пойманных рыб) и по результатам трех дней, когда выбирались победители LAX-фестиваля в целом, его королева, наиболее добычливый из подростков и т.п. Ограничения по числу удочек были такими: 6 — в 5-километровой зоне у устья реки Мёррум и 10 — в море.
Первое место заняли "местные" мальчишки на утлой лодчонке с уловом из четырех рыбин общим весом 36 кг.
Из 130 участников места распределились только до 55-го, но я уверен, что все 130 получили от такой морской тусовки полное удовлетворение. Когда в последний день опускались флаги (в том числе и России), стало скучно. Но, что поделаешь, до свидания Карлсхамн! До следующего года.
Такие поездки дают очень многое тем, кто хочет развиваться и пополнять свой рыболовный опыт. Наша команда, к сожалению, не попала ни в первую, ни во вторую десятку, ограничившись "энным" местом с некрупной форелью. А вот в зачете местного шведского чемпионата с 16-килограммовой рыбой на сцену довелось подняться.
"Яхтинг Раша" не собирается ограничиваться разовым выездом в Европу, впереди финский SM-чемпионат в три этапа в течение года.
"Good Fishing with Yachting Russia Club!" — как говорят и пишут за рубежом.