Электрические водоотливные помпы, которыми в последнее время комплектуются не только крупные катера, но и относительно небольшие по размерам мотолодки, отнюдь не являются бесполезной "опцией" — дело им находится даже при отсутствии пробоин или водотечности корпуса. Иной раз только диву даешься, откуда в лодке берется вода — то ли дождь виноват, то ли брызги на ходу, то ли чересчур рьяная приборка...
Как показывает опыт редакционных испытаний, про тумблер включения помпы вспоминаешь, только когда он попадается на глаза, и даже если просто "на всякий случай" им щелкнуть, вместе с жужжанием моторчика за борт нередко летит грязноватая струя воды, извлеченной из-под пайолов и междудонного пространства.
А ведь помимо отрицательного влияния на ходовые качества лодки вода в корпусе может натворить и массу других неприятностей — например, закоротить электропроводку. Поэтому конструкторские умы давно пытались заставить помпу включаться автоматически — чтобы судоводителю не приходилось действовать "методом тыка", рискуя прохлопать момент появления воды.
До недавних пор датчики, определяющие наличие воды и включающие помпу, подразделялись только на два типа. Самый простой вариант, механический, устроен по принципу унитазного бачка со всплывающим поплавком, а электронный опознает воду по изменению электрического сопротивления на паре контактов. Надежность обоих далеко не стопроцентная — поплавок первого имеет свойство застревать, а второй нередко бастует из-за грязи и масла, попавших на контакты и играющих роль изолятора.
Крайне простое, и в то же время изящное решение предлагают конструкторы английской компании "Uabco" — разработанный ими датчик не имеет ни погруженных в воду движущихся частей, ни электрических контактов. Главной его деталью является простенький пластмассовый "колокол", соединенный пластиковой же трубкой с пневмовыключателем. Как только вода поднимется приблизительно на 55 мм выше нижней кромки "колокола", увеличившееся давление воздуха в нем заставляет выключатель сработать, а при падении уровня воды до 30 мм помпа выключается.
Система совместима практически со всеми существующими трюмными помпами "потребительского" класса — пневмовыключатель "держит" до 20А при 12 В. Кроме того, новый датчик можно использовать и просто в качестве сигнализатора, причем не только на борту судна, но и в гаванях, шлюзах и т.п.
А вот ручная помпа американской фирмы "Beckson Marine", показанная на нижнем снимке, хоть и совсем простенькая на вид, способна и на то, что не под силу ее навороченным электрическим собратьям — с ее помощью можно удалить воду из таких щелей, куда не подлезть даже черпаком, например, из пространства между шпангоутами, а также перекачать топливо из одной емкости в другую. Легкую пластиковую "игрушку" можно использовать не только на большом катере, но и на крошечной надувной лодочке, она не царапает полированные поверхности и не замкнет в случае чего электропроводку.
Многим наверняка приходилось видеть используемые для этих целей громоздкие "шприцы", главный недостаток которых — прерывистость действия. Патентованная новинка под оригинальным названием "Thirsty Mate" (нечто вроде "томимый жаждой") в процессе работы постоянно заполнена водой. При первом вытягивании ручки корпус заполняется точно так же, как и у "шприца". Если опять толкнуть ручку вниз, встроенный обратный клапан позволяет поршню легко пройти сквозь столб набранной воды, которую не пускает обратно клапан в нижней части цилиндра. Дальше дело пойдет веселей — при каждом вытягивании ручки поршень выталкивает набранную жидкость через шланг, засасывая при этом снизу новую порцию.
При высоте цилиндра 61 см и диаметре 44 мм производительность у "игрушки" вполне взрослая — более 38 л/мин. При необходимости помпу можно быстро разобрать безо всякого инструмента — например, чтобы прочистить клапана или шланг.