Канистра
Какой водномоторник хотя бы раз не держал в руках этот знакомый до боли предмет, конструкция и дизайн которого остаются неизменными на протяжении вот уже многих десятилетий? Кстати, если судить по заграничным каталогам сопутствующих товаров, отечественные производители снабжают канистрами "классического" образца если и не весь мир, то уж всю Европу точно.
Казалось бы, нет ничего проще, чем вылить содержимое канистры в бак мотолодки или катера. Однако не всем удается справиться с этой задачей быстро, непринужденно и элегантно — канистра начинает вдруг булькать, плеваться и поводить боками, словно загнанная лошадь. Умение заправить бак из канистры, не облив при этом половину лодки и собственные брюки, относится к таким же чисто мужским качествам, как способность не порезаться при бритье. А фокус всего-навсего в том, как держать канистру во время заправки.
При опорожнении канистры освобождающееся пространство заполняется воздухом. Если держать канистру так, как показано на рис. 1, воздуху не остается ничего другого, как пробиваться внутрь через слой бензина навстречу его току. В результате жидкость не льется непрерывной струей, а выплевывается отдельными порциями, часть которых теряется в виде неизбежных брызг. Кроме того, зря тратится драгоценное время.
Поэтому стоит запомнить несложное правило: канистру во время заправки надо держать плашмя горловиной наверх (рис. 2) — наверняка вы обращали внимание, что горловина расположена не строго посередине. а смещена к одной из боковых стенок. В этом случае воздух беспрепятственно проникает внутрь, и бензин льется непрерывной широкой струей, да и держать канистру удобней — например, на вытянутых руках. Кстати, трубка воздушного дренажа, которой снабжена горловина "классической" канистры, наилучшим образом работает именно в таком положении. Когда останется менее трети содержимого, канистру можно перевернуть, чтобы слить остатки.
Воронка
Все сказанное про влияние воздуха справедливо и по отношению к заправляемому баку — с одной лишь разницей, что в данном случае вместо вакуума образуется избыточное давление, и воздух выходит наружу замещаемый топливом. Как правило, при заправке мы пользуемся обычной воронкой. Если она слишком плотно входит в горловину бака (да еще и прижата горловиной канистры, как это не редко бывает), воздух прорывается непосредственно через слой бензина в воронке, опять брызги и зря потраченное время (рис. 3). Поэтому между воронкой и горловиной бака необходимо оставить пространство для воздуха (рис. 4). На некоторых воронках с этой целью сделаны специальные выступы, а если их нет, можно попросту положить в зазор какую-нибудь палочку (главное — не утопить ее баке!).
Менее распространены специальные трубки, напоминающие "нос" заправочного пистолета, которые надеваются непосредственно на горловину канистры и крепятся таким же "рогатым" замком, что и крышка. При всем своем внешнем удобстве малая популярность таких приспособлений вполне объяснима — заправка отнимает больше времени, чем при грамотном обращении с воронкой (дренажная трубка, если она есть вообще, обычно слишком тонка и пропускает в канистру недостаточно воздуха), а кроме того, соединение нередко течет из-за подсохшей или порванной прокладки.
Если вы все же пользуетесь подобным приспособлением, держите канистру так, чтобы трубка воздушного дренажа располагалась сверху.
Сифон
Далеко не всегда можно опорожнить емкость, попросту наклонив ее набок — например, в случае с неподъемной 200-литровой бочкой или со стационарно закрепленным в лодке баком. Решение тоже наверняка всем известно — задействовать так называемый сифон, в основе работы которого лежит принцип сообщающихся сосудов. Единственно, что для этого требуется, это обыкновенный шланг (в случае с топливом — бензомаслостойкий).
Чтобы "запустить" сифон, необходимо заполнить шланг жидкостью и опустить его открытый конец ниже уровня жидкости в опорожняемой емкости — дальше жидкость потечет сама, причем чем ниже опустить шланг, тем больше будет напор (рис. 5).
Единственная проблема — как заполнить шланг. Большей частью наши соотечественники не мудрствуют и попросту засасывают бензин ртом. Если шланг прозрачный и бензин в нем хорошо виден, такой способ может обойтись и без неприятных последствий для здоровья, однако большей частью приходится потом битый час отплевываться и полоскать рот.
Большинство предложенных умельцами приспособлений для заполнения сифона имеют, увы, скорее теоретическую, нежели прикладную ценность. Например, закрепленный на тросе шарик при протаскивании сквозь шланг действительно может исполнить роль поршня, но больно уж с ним много возни. Продававшиеся одно время на автомобильных рынках "колокольчики" с клапаном, заполняющие шланг при энергичном подергивании вверх-вниз, оказались применимы далеко не ко всем бакам и заливным горловинам, а кроме того, наличие клапана заметно снижает производительность сифона.
А между тем, вовсе не обязательно глотать бензин или изобретать какие-то хитроумные устройства — достаточно просто длинного шланга. Погрузите его в бак, дождитесь, пока большая часть его заполнится топливом, заткните открытый конец большим пальцем, резко вытащите наружу и опустите вниз (рис. 6). Воздушная пробка не позволит бензину раньше времени слиться из шланга, и сифон заработает.
Бывает, конечно, когда из-за хитроумной конфигурации заливной горловины или недостаточной длины шланга такой способ неприменим. Однако если у вас есть под рукой любой воздушный насос — например, "лягушка" для накачивания надувных лодок — можно "запустить" сифон и при помощи избыточного давления в баке (рис. 7). Горловину, в которую вставляются воздушный и топливный шланги, необходимо при этом уплотнить — например, тряпкой или скомканным полиэтиленовым пакетом.
Главное — не переборщить с давлением, особенно если вы используете автомобильный насос или компрессор, поскольку стенки бака могут попросту не выдержать. А если вы таким образом удаляете топливо из стационарного катерного бака, имейте в виду, что помимо сифона бензин начнет активно вытесняться и в штатную топливную магистраль, не рассчитанную на повышенное давление — возможен "перелив" карбюратора (даже несмотря на исправный клапан поплавковой камеры) или сползание шлангов, закрепленных ненадежными хомутами. В случае со стационарным баком следует помнить и о наличии трубки воздушного дренажа, которую придется либо заглушить, либо наоборот — использовать для подачи воздуха.
Кстати, описанный способ хорош еще и тем, что позволяет перекачать бензин из одной емкость в другую и без "сифонного эффекта" - например, когда невозможно обеспечить необходимый перепад высот.
Расходный бак
Конструкция баков, которыми комплектуются подвесные моторы, примерно одинакова, и отличаются они одним общим свойством: слить из них при необходимости бензин достаточно затруднительно — горловина расположена далеко от стенок, так что лучше использовать сифон. Тут у расходного бака есть серьезный плюс: во-первых, сифоном он уже оборудован (трубка бензоприемника со шлангом), а во-вторых, "запустить" этот сифон проще простого — достаточно наклонить бак, и топливо польется само без всяких дополнительных усилий (рис. 8). Единственно, что придется сделать, это снять часть штатного шланга с "грушей" и соединительным штуцером (в них установлены клапана). Хоть сечение штатного шланга и невелико, бензин через него сливается достаточно бодро, да и балансировать с баком на руках над воронкой при этом не требуется — достаточно лишь приглядывать за процессом.
Кстати, если вам но какой-то причине пришлось временно снять часть шланга с клапанами, не забудьте поставить ее на место и надежно затянуть хомуты. Если бак с завернутой крышкой выставить на солнце, испаряющийся бензин создаст в нем повышенное давление. отчего сифон способен заработать сам собой (рис. 9). Чем это чревато — догадайтесь сами.
И, напоследок, несколько слов о технике безопасности. Главная неприятность, которая грозит в процессе заправки — это пожар. Поэтому запрет па курение и использование открытого огня во время заправки должен быть непреложным правилом! От разложенного на берегу костра следует удалиться на почтительное расстояние — чтобы поджечь клубящиеся над открытой горловиной пары бензина, достаточно одной шальной искры. Двигатель должен быть заглушен. Лучше воздержаться и от включения электроприборов, особенно снабженных искрящими щеточными электродвигателями — например, электродрели или водоотливной помпы.