Основные характеристики мотолодки "Лидер-370"
Длина, м | 3.70 |
Ширина, м | 1.70 |
Диаметр баллона, м | 0.43 |
Количество отсеков баллона, шт | 3 |
Длина жесткого корпуса, м | 2.90 |
Ширина жесткого корпуса, м | 1.30 |
Вес со штатным оборудованием, не более, кг | 80 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Грузоподъемность, кг | 600 |
Макс. мощность ПМ, л.с. | 25 |
Предыстория
Впервые мы увидели эту лодку в декабре прошлого года и, честно говоря, макетный вариант, представлявший! собой хлипкую пластиковую "скорлупу", обтянутую временным однообъемным баллоном, особого доверия нам не внушил. Однако эта "самоделка", даже для виду не покрытая гелькоутом, бегала по студеной невской воде неплохо, и мы заинтересовались. Поскольку в тот момент мы испытывали "Омегу" фирмы "Курс", далеко за ответом ходить не пришлось — главный конструктор "Курса" Борис Ершов пояснил, что в свое время увлекся гидроциклами и даже сделал два-три корпуса (кстати, под надувные борта), но потом к этому делу остыл — в основном, из-за проблем с подбором подходящего мотора и водомета. Хотя корпус, на его взгляд, вышел неплохой, и специалисты дружественной компании "Лидер" загорелись идеей превратить его в РИБ. Сказано — сделано: пластиковая "основа" стала длинней сантиметров на сорок и обрела толстые, "полноценные" надувные борта (на задуманном изначально гидроцикле надувной борт планировался не особо развитый — менее 20 см диаметром).
Испытания РИБа, получившего название "Лидер-370", были заявлены еще в прошлом номере "КиЯ", но не скоро дело делается — для редакционного теста был предоставлен тоже в некотором роде "макет". Достаточно сказать, что роль жесткого корпуса исполнял "болван" для изготовления матриц днищевой и палубной секций. Во-первых, он килограммов на сорок тяжелей нормального серийного корпуса, а во-вторых, многие сервисные детали остались "за кадром" — дополнительные рундучки в бортах и на днище кокпита, рымы, сливной шпигат в корме. Закрывающийся крышкой рундук имеется пока лишь один — в носу. К тому же, поскольку "370-му" явно уготована роль флагмана производственной программы компании "Лидер", намечается и множество модификаций — с консольным и румпельным управлением, с высоким и низким транцем... В общем, тестировать пришлось "платформу", однако представление о лодке мы получили.
Мы его везем
В заводском цехе "Лидер-370" показался настолько большим и массивным, что немедленно была потребована рулетка. Собственноручный замер подтвердил, что паспортные данные не врут — подвел глазомер. На улице, при погрузке на обычный грузовой прицеп все стало на свои места — лодка действительно достаточно компактная, чтобы перевозить ее без особы ухищрений (специализированный трейлер не требуется), а переносить ее на незначительные расстояния можно и втроем, удерживая за штатные ручки, даже несмотря на увеличенный вес "макета".
На предоставленном для редакционных испытаний варианте надувные борта был попросту приклеены к жесткому корпусу, так что перед погрузкой в прицеп их пришлось сдуть и убрать внутрь для экономии пространства. Однако нас заверили, что на серийных "370-х" в свое время будет применяться и крепление "ликтрос-ликпаз", позволяющее снять борта совсем. Работа в этом направлении уже ведутся. Мы сразу прикинули, что в таком варианте жесткий корпус не только по габаритам, но и но весу вполне уложится в категорию "картон" не только для массивных джипов — перевезти его безо всякого прицепа, на верхнем багажнике, удастся и на обычных "Жигулях". А при хранении место для лодки найдется и в стандартном гараже.
Он нас везет
Условия. Дельта Невы, 18 градусов тепла, переменная облачность, ветер 2-3 м/с. высота волны — 0.1-0.2 м. Подвесной мотор — "Маринер-25", 25-лнтровый бак полностью заправлен топливом, установлены весла. Замеры скорости - при помощи спутникового навигатора "Garmin GPS 12" за два прохода в противоположных направлениях на дистанции не менее 1000 м.
Все на борт! По давно сложившейся традиции проведения "катеровских" испытаний мы решили сразу нагрузить "Лидер-370" экипажем, заведомо превышающим паспортный. Согласитесь, что для 3.7-метровой лодки 5 человек на борту, достаточно тяжелый "Маринер" на транце плюс полный бак бензина явный перебор. С прототипа-гидроцикла можно было бы запросто "навернуться" и вдвоем, даже не отходя от причала, однако надувные борта сеть надувные борта. У причала даже чересчур нагруженная лодка вела себя, как обычная надувнушка: сколько ни грузи, никакого "экстремала" даже не намечается — вместимость уже кончилась, а грузоподъемности хоть отбавляй. Впрочем, это врожденный козырь большинства РИБов, так что ничего нового мы тут не отметили.
И на ходу перегруженный "Лидер-370" больше походил на коня-першерона, нежели на трепетную лань — уверенно вылез на глиссирование, разогнался до более чем приличных 40 км/ч, в поворотах не "брыкался", а спокойно следовал намеченной "кучером" траектории (хотя отдельным пассажирам крены при поворотах с полного хода показались излишне крутыми).
Однако с каждым высаженным наберет пассажиром "370-й" начинал все сильней проявлять спортивный характер.
Налегке. Наиболее ярко этот характер проявился, когда в кокпите остался один водитель. Если сравнивать с груженым вариантом — словно оказываешься в совсем другой лодке. Моментальный, буквально одним прыжком выход на глиссирование (дифферент при этом довольно велик, по уже буквально через секунду нос опускается вновь) и не менее резвый разгон вплоть до самой "максималки", оказавшейся весьма достойной — 52 км/ч. Динамика действительно великолепная: при желании можно "выстрелить" и со скорости около 25-30 км/ч. Рывок при этом такой, что обязательно нужно держаться за банку или обвес борта свободной рукой, хотя не можем не уточнить, что на "Маринере" во время испытаний стоял винте несколько укороченными лопастями. Для такого режима он оказался чересчур легким, отчего мотор откровенно "перекручивал".
Лодка стала остро реагировать на малейшие движения румпелем, а в поворотах с полного хода немного подрыскивать. Крен при не столь велик, как с грузом, однако и не столь стабилен - корпус "играет" в такт упомянутым зарыскиваниям. Покрепче держаться, чтобы не вылететь из лодки, приходится и в этом случае. При крутом повороте "вполгаза" крен более глубокий, и лодка четко держится на курсе.
Впрочем, если взглянуть на днище, такое поведение становится вполне попятным: несмотря на довольно значительную, на первый взгляд, общую килеватость корпуса, центральная глиссирующая "лыжа", на которой идет пустая лодка, практически плоская. Кстати, минимальная скорость глиссирования с одним водителем составляет 22-24 км/ч — очень неплохой показатель!
Мореходность. Здесь зависимость примерно та же — груженая лодка идет по волне мягче и устойчивей держится па курсе. А вот с одним водителем па волне высотой 0.3-0.4 м. разведенной катером сопровождения, "370-й" на скорости около 50 км/ч порой норовил полностью выпрыгнуть из воды — приходилось сбрасывать газ, хотя откровенно пугающих ударов при подобных прыжках и приводнениях мы не отметили.
Итог
В целом можно констатировать, что задуманный "гибрид" специалистам "Лидера" вполне удался сохранив боевую напористость гидроцикла, "370-й", как истинный РИБ, не боится и серьезной "хозяйственной" нагрузки — об этом свидетельствует хотя бы ровная зависимость скорости от числа пассажиров. Правда, в испытанном нами спартанском варианте (румпельном, с обычными фанерными банками), на наш взгляд, высокая мощность мотора ни к чему — за глаза хватило бы и 15 л.с. Причем не сколько из экономических соображений, сколько по показаниям безопасности.
Ведь даже искушенному водителю в "спортивном режиме" порой не под силу "выбрать" все возможности корпуса, поскольку из-за высоких боковых и продольных перегрузок усидеть на банке или на борту в некоторых ситуациях нелегко. Любителям быстрой езды и экстремального маневрирования следовало бы создать более цивильные условия, и на наш взгляд, оптимальным решением при эксплуатации лодки с мощным мотором была бы центральная рулевая консоль с "мотоциклетным" двухместным сиденьем. Специалисты фирмы-производителя заверили час. что работы по созданию такой версии "370-го" уже ведутся.