Основные данные мотолодки "Bella 530 HT Classic":
Длина наибольшая | 5.30 м |
Ширина наибольшая | 2.05 м |
Вес | 450 кг |
Грузоподъемность | 450 кг |
Пассажировместимость | 5 чел. |
Мощность ПМ | 20-35 л.с. |
Снаружи и внутри
Внешность — несомненно, главный козырь "Беллы". Ее немного старомодный, "классический" облик не спутаешь ни с чем. Скандинавское происхождение лодки настолько бросается в глаза, что сразу представляешь ее в окружении поросших редкими соснами скал какого-нибудь фиорда, а за рулем (на месте которого логичней было бы увидеть столь же классический штурвал с рукоятками) — невозмутимого морехода со шкиперской бородкой и трубкой в зубах. При этом никаких ассоциаций с бешеными скоростями и надрывным воем мотора не возникает — внешность "Беллы" говорит об основательности, домашнем уюте и неторопливом плавании в водоизмещающем режиме.
Однако, изучив установленную на трейлер лодку снизу, я обнаружил в кормовой части днища довольно широкую плоскую "лыжу", недвусмысленно свидетельствующую о том, что обводы "Беллы" рассчитаны если не на глиссирование, то, по крайней мере, на переходный режим. Чем-то они напомнили мне обводы деревянных лодок с клинкерной обшивкой, выпускавшихся в свое время на Соломбальской судоверфи — корпуса, рассчитанные на установку мощных моторов, тоже имели плоский участок днища в корме. Таким образом, объяснилось наличие на транце "Беллы-530" 40-сильного "Тохатсу" — на первый взгляд, для такой лодки великоватого.
И кокпит, и рубка-убежище "Беллы" навевают воспоминания о типично финских обиталищах — стерильная чистота, простор и свет. Сочетание белого и синего придает лодке очень нарядный вид, далекий при этом от всякой купеческой аляповатости. Интерьер "Беллы" по-фински скромен, но в глаза это по указанной причине не бросается. Пластиковые "скорлупы" корпуса и рубки внутри ничем не отделаны и, за исключением слоя гелькоута, выглядят точно так же, какими были в заводских матрицах. В принципе, с точки зрения эстетики без отделки можно и обойтись, если бы не два обстоятельства: за голой обшивкой корпуса ощутимо шлепает волна, а при ночевке в пластиковой рубке наверняка придется столкнуться с проблемой конденсата.
"Белла-530", конечно, не полноценный "крейсер", но для двух-трехдневных походов выходного дня вполне годится. Здесь может разместиться на ночлег компания из четырех человек, а если потесниться, то найдется место и для детей. Правда, люди высокого роста будут чувствовать себя не очень комфортно, особенно на спальных местах в кокпите: сиденья водителя и пассажира раскладываются не совсем рационально, занимая часть полезного пространства, а "гробы" по бокам от подмоторного рецесса явно тесноваты. Однако с размещением вещей проблем нет — под всеми сиденьями имеются вместительные рундуки, "бардачками" для мелочевки оборудованы водительская и пассажирская консоли.
Синий — под цвет подушек сидений и мягкого защитного бруса у входа в рубку — тент ставится за пару минут. Обычно я испытываю в лодке с поставленным тентом нечто вроде клаустрофобии, но "Белла" оказалась приятным исключением: снабженный большими пластиковыми окнами тент и рубка-убежище образуют просторное и светлое помещение. Кроме того, расстегнув "молнии", можно убрать и боковины, и кормовую часть тента, оставив одну крышу.
А вот расположение швартовных уток (только в носу и корме) мне показалось не совсем удачным. Лично я поставил бы еще пару — по бортам у водительского и пассажирского сидений. Это, на мой взгляд, значительно упростило бы процесс швартовки, особенно с поставленным тентом и в одиночку.
Обзор с рабочего места водителя, оборудованного всем необходимым набором приборов и сигнализаторов, включая указатель триммера, довольно неплох — даже несмотря на то, что лобовые стекла рубки расположены метрах в двух от водителя. Стекла триплексные, а правое снабжено электрическим стеклоочистителем, моторчик которого незатейливо торчит внутрь рубки. Конечно, при убранном тенте смотреть вперед по курсу можно и поверх крыши, но рулить стоя не совсем удобно — штурвал расположен низковато.
Поведение
Ступив с причала на борт "Беллы", я понял, что игрушечка-то довольно валкая. В принципе,ничего запредельного, но вылезать на один борт вдвоем не стоит. Потопчины узковаты, и без помощи поручней, которые установлены на крыше рубки, ходить по борту было бы нереально. А ходить надо — хотя бы для того, чтобы добраться до носовых швартовных уток. Приставать носом к отмелому берегу мы не пробовали, но думается, по причине высокой килеватости носовой части осторожность при входе и выходе понадобится и в этом случае.
При первой посадке в лодку нам показалось, что поставить ногу можно только на синие подушки диванов. Поскольку ни испачкать, ни порвать их не хотелось, первое время мы одну из подушек попросту снимали. Позже выяснилось, что с этой целью достаточно откинуть водительское или пассажирское сиденье.
Поскольку мотор на "Беллу" был установлен совершенно новый, первые пару часов мы шли в режиме обкатки, держа приблизительно 15 км/ч по навигатору GPS. Лодка при этом идет практически без дифферента, хотя даже на такой маленькой скорости транец ощутимо тянет за собой воду. Стоит немного прибавить газ, увеличив скорость до 20-25 км/ч, как бурун за кормой начинает угрожающе вздыматься, а борта в корму от миделя активно замываются. Не будь брызгоотбойников, имитирующих клинкерную обшивку, часть брызг наверняка попадала бы в кокпит.
На малом и среднем ходу "Белла-530" устойчиво лежит на курсе и достойно, без ударов и прыжков справляется даже с крутой метровой волной от буксира. При этом способ размещения экипажа заметного влияния на поведение лодки не оказывает (в испытательный поход мы вышли втроем).
Когда истекло предписанное инструкцией время обкатки, мы дали полный газ.
Ощутимого рывка при этом не происходит. Гудение "Тохатсу" переходит в натужный вой, бурун за кормой вздымается и нехотя отрывается от транца. Разогнавшись, лодка идет с заметным кормовым дифферентом — и это при том, что "нога" мотора максимально поджата к транцу. Да, на "Белле" триммер понадобится разве что при подходе к незнакомому берегу, чтобы приподнять мотор и поберечь винт. На экране навигатора — 42 км/ч. Для лодки таких размеров с 40-сильным мотором — не густо. Да это и неудивительно. Мы, конечно, глиссируем, но глиссируем как-то странно: "петух" за кормой хоть и поотстал, но по-прежнему высок, а на разведенной нами волне вовсю подбрасывает рыбацкие надувнушки. Тахометр показывает максимальные 6000 об/мин, но солидная часть мощности мотора тратится на волнообразование.
Реакции на поворот штурвала стали куда более острыми, а при встрече с волной то и дело ощущаются жесткие удары — ведь по сути, на таком ходу "Белла" превратилась в плоскодонку. Но главный сюрприз был впереди. Вот уж не ожидал от столь степенной на вид посудины подобной прыти! Стоило мне порезче повернуть руль, как "Белла" резко накренилась, чуть не достав планширем до воды. Лично я не знаю случаев, чтобы лодки опрокидывались через внутренний борт, так что безопасность такого маневра сомнений не вызывает, хотя неподготовленные пассажиры наверняка натерпятся страху, а незакрепленные вещи повалятся со своих мест.
Возвращались мы, несмотря на обкатанный мотор, все с той же скоростью 1520 км/ч — она показалась нам наиболее комфортной.
В общем, "Белла-530" — лодка ни в коем случае не для спортивных натур (лично я смело повесил бы на нее и 20-сильный мотор) и не для любителей сиюминутных удовольствий, сопряженных с пусканием пыли в глаза. На мой взгляд, приглянется "Белла" достаточно солидной семье, предпочитающей проводить свободное время на воде, совершая непродолжительные путешествия "выходного дня". Но прежде всего, наверняка оценят ее по достоинству те, кто во главу угла ставит индивидуальность, изящество и стиль.
А уж то, что "Белла-530" — игрушечка стильная, вряд ли кто оспорит.