Компания "International" начала выпуск красок для морского применения еще в 1881 году и добилась впечатляющих успехов, секрет которых основывается на двух факторах: проведении серьезной научно-исследовательской работы и высоком качестве продукции и услуг, оказываемых владельцам судов по всему миру. "International" инвестирует в исследования больше, чем любая другая компания, производящая лакокрасочные покрытия для морских судов. Именно благодаря этому она заняла лидирующие позиции в производстве покрытий как для торговых судов, так и для военных кораблей, буровых платформ, мостов и противопаводковых заграждений. Особое внимание к исследованиям позволило создавать и поставлять высокотехнологичную продукцию для авиакомпаний мирового уровня и NASA. Суперкачество продукции сделало компанию "International" главным поставщиком самых требовательных и пользующихся наибольшим авторитетом заказчиков, таких как Питер Блэйк - руководитель новозеландского синдиката - двукратного победителя Кубка Америки, Королевское общество спасания на водах, лидеры кругосветной парусной гонки "Whitbread" и многие другие. Продукция и сервис компании соответствуют требованиям Международной организации по стандартизации ISO9002.
Однако любая высококачественная продукция с уникальными свойствами сама по себе еще не гарантирует получения качественного покрытия. Очень важно подобрать совместимые защитные средства и правильно подготовить саму защищаемую поверхность. На подготовительные работы уходит обычно до 80% времени, но не стоит его жалеть: никакая краска не скроет плохо подготовленной поверхности, все огрехи непременно станут очевидными, защитное покрытие перестанет защищать вашу лодку. Таким образом, все складывается в систему. Именно в этом принципиальное отличие покрытий "International". Ни одно средство не "работает" на все 100% само по себе. Только точно рассчитанное и тщательно подобранное соотношение и сочетание применяемых средств, а также последовательность и качество их нанесения дают тот самый результат, который обеспечил продукции компании безупречную репутацию.
Рассмотрим схему нанесения системы защитных средств "International" на корпус судна из стеклопластика.
Если уделять должное внимание уходу за корпусом из стеклопластика, он может прослужить очень долго, однако нужно учитывать особенности этого материала. Стеклопластик разрушается осмосом. В основе этого явления лежит химическая реакция между водой и входящими в состав материала корпуса веществами, которые ранее не вступили в реакцию. Через поврежденный верхний слой полимера — гелькоут — вода проникает внутрь материала. В результате химической реакции создается кислая среда, что приводит к повышению давления на задней стенке гелькоута, его вздутию и, в конечном счете, к появлению разрывов. После того как гелькоут перестает выполнять свои функции защиты ламината, нижележащие слои материала начинают впитывать воду, как губка. Осмос проявляется прежде всего в виде пузырей, вздутий, растрескивания. Чтобы поставить правильный диагноз, лучше всего обратиться к помощи специалиста.
Кроме осмоса представляет опасность действие солнечных лучей. Гелькоут со временем повреждается — выцветает, становится белесым, и в конце концов происходит распад поверхностных слоев до состояния порошка. Судно теряет свой привлекательный вид, и самое главное — наружный отделочный слой перестает служить защитой, а ниже ватерлинии образуется нарост из водорослей и моллюсков.
Следуя принципу "Лучше избежать возникновения проблемы, чем потом ее преодолевать", компания "International" разработала системы для защиты судна от подобных неприятностей.
Теперь - практические советы
Самое лучшее время для нанесения покрытия, предотвращающего осмос, — пока судно не спущено на воду. Самое лучшее средство для защиты стеклопластика от осмоса — двухкомпонентный грунт на эпоксидной основе Gelshield 200. Новые корпуса перед нанесением защитного покрытия Gelshield 200 необходимо тщательно зачистить и снять технологическую восковую смазку при помощи очистителя Yacht Line Super Cleaner, затем отшлифовать шкуркой.
Если судно уже было спущено на воду и вода проникла в покрытие, Gelshield 200, конечно, будет препятствовать дальнейшему поглощению воды, однако в ламинате уже может скопиться количество воды, достаточное для возникновения нежелательных проблем. Поэтому самое лучшее — обратиться к системе International, предусматривающей весь спектр средств и операций по нанесению покрытий, защищающих от осмоса.
При помощи смывки Interstrip удаляют слой необрастающего покрытия, если таковое имелось. Очень важный следующий этап — просушка корпуса. Чтобы обеспечить качественную просушку корпуса, гелькоут, возможно, придется удалить полностью (иногда достаточно удалить небольшие участки — это зависит от степени повреждения). Компания "International" рекомендует полностью промыть и просушить корпус судна. Перед нанесением состава Gelshield следует отшлифовать поверхность при помощи мокрой или сухой шкурки.
Двухкомпонентная эпоксидная композиция Gelshield 200 производится двух цветов — серого и зеленого. Сначала наносят состав зеленого цвета, затем серого и так далее по очереди. Это упрощает контроль за качеством нанесения очередного слоя, чтобы не оставить незакрашенным ни один участок и нанести покрытие ровным слоем на всю поверхность. Для получения качественного водонепроницаемого покрытия рекомендуется наносить шесть слоев указанного средства. Последний слой будет серым, и в качестве основы он будет хорошо подходить под любой цвет краски.
Далее наносят антифоулинги (необрастающие краски) — в два-три слоя. При нанесении жесткой необрастающей краски достаточно двух слоев. В случае эродируюшего покрытия идеальный вариант — перед нанесением двух его слоев нанести один слой любой жесткой необрастающей краски (проверьте совместимость). Такая схема гарантирует, что в дальнейшем не произойдет обнажения слоя грунта Gelshield 200. Желательно, чтобы цвет жесткого антифоулинга отличался от цвета эродирующего. Это даст возможность в дальнейшем, при удалении обрастания, не затрагивать нижний слой. Если используется только эродирующая, необрастающая краска, следует нанести ее в три слоя.
Для использования с тонкопленочными необрастающими покрытиями на тефлоновой основе, которые используются в основном на гоночных судах и яхтах, компанией "International" специально разработаны составы серии VC.
Грунт на эпоксидной основе для предупреждения осмоса VC-Tar 2 используется для создания высококачественного водонепроницаемого покрытия, снижающего опасность возникновения осмоса как в новых, так и в бывших в эксплуатации гелькоутах ниже ватерлинии. Образует очень гладкую поверхность, не требующую последующей шлифовки. Схема нанесения аналогична приведенной выше.
Отдельную группу средств в системе "International" образуют составы для подготовки поверхности металлических килей, гребных винтов, узлов рулевого устройства и т.п. Так, на легкие сплавы под необрастающее покрытие Trilux наносят грунт Interprotect. Для стальных поверхностей высокотехнологичная схема следующая: первичный грунт Interprotect, шпатлевка Interfill 400 (при необходимости), далее — три слоя грунта Interprotect и один слой этого же грунта в качестве связующего слоя, завершает этот "пирог" слой (один или несколько) антифоулинга.
Еще раз подчеркнем важность соблюдения системы нанесения покрытий "International", поэтому при работе с покрытиями компании необходимо строго следовать инструкциям изготовителя и советам специалистов.