Сегодня мы более подробно, чем в предыдущий раз, остановимся на устройстве талрепов, определим их типы, рассмотрим достоинства и недостатки.
Существуют три типа талрепов: "прямые", "обратные" и "одновинтовые" (рис. 1). Последние, в свою очередь, могут быть выполнены "закрытыми" и "открытыми".
"Открытый" талреп более предпочтителен, так как может быть в любой момент легко (без разборки) осмотрен на предмет коррозии и повреждения резьбы. Также важно и то, что при работе с ним есть возможность визуально оценить рабочий ход талрепа, а также надежно законтрить его от самопроизвольного раскручивания. Законтривают талрепы обычно при помощи шпилек, вставленных в отверстия, просверленные в ходовых винтах. Другой способ — связать между собой ходовые винты проволокой, пропущенной через такие же отверстия. Таким образом удается исключить контргайки, которые для талрепов "закрытого" типа являются единственным вариантом стопорения ходовых винтов. Главным недостатком контргаек является их самопроизвольная отдача при наличии вибраций, неизбежных на ходу. Поэтому с точки зрения надежности конструкций — и особенно это важно для яхт, предназначенных для длительных круизов, — предпочтение следует отдавать талрепам "открытого" типа.
Что же касается применения "прямых" или "обратных" талрепов, то здесь выбор больше зависит от вкуса владельца яхты и от тех эстетических требований, которые он предъявляет к своей лодке. По эксплуатационным характеристикам разницы между "прямыми" и "обратными" талрепами практически нет.
Отдельно стоит остановиться на достоинствах "одновинтового" талрепа. Рассмотрим их на примере нового варианта "одновинтового" талрепа, разработанного фирмой "Вест-Тер" в 1998 г., испытания которого на российских и финских яхтах подтвердили его высокие характеристики (рис. 2).
В основу новой конструкции талрепа положен узел, который представляет собой подвижное сферическое (sphere by sphere) соединение двух конструктивных элементов талрепа, которое в сочетании с продольным пазом в переходнике придает талрепу две степени свободы (рис. 3). Высокоточная обработка сфер и их взаимная подгонка существенно снижают контактные давления и практически исключают выход узла из строя из-за схватывания (закусывания) поверхностей. Запас прочности выбран с таким расчетом, чтобы даже после разрушающего резьбовой стержень воздействия (разрушающая нагрузка), узел сохранял работоспособность.
Использование одного винта в конструкции талрепа позволяет более точно регулировать натяжение снастей и развивать достаточное усилие. Этот вариант ("одновинтовой") также позволяет всему талрепу вращаться вокруг продольной оси, что исключает появление крутящих сил и моментов в соединении талреп-трос. Для исключения схватывания (закусывания) резьбы, в корпус талрепа ввернута втулка из алюминиевой бронзы марки БрАЖН.
Талреп снабжен разборным наконечником, что дает возможность подогнать и заделать трос по месту без специального оборудования.
По сравнению с классическими талрепами, переходниками, наконечниками применение талрепа нового типа позволяет снизить стоимость оснащения яхты такелажем на 15-30%, в зависимости от типа и размера яхты, так как в этом случае один узел вбирает в себя все три необходимых элемента, а именно талреп, переходник и наконечник.
Несколько практических советов по поддержанию талрепов в рабочем состоянии
Перед установкой такелажа талрепы необходимо промыть бензином, если есть возможность, отполировать на войлочном кругу, нанести смазку и несколько раз прогнать вхолостую. Лучшей смазкой является смазка с присадками бисульфата молибдена MSO2 (автомобильный ШРУЗ с присадкой MSO2); рекомендуется также применение смазки с присадкой графита.
Во время эксплуатации следует хотя бы два-три раза за навигацию провернуть талрепы, а также иногда проливать их пресной водой (особенно после шторма), чтобы смыть осевшую на них соль.
Все эти нехитрые вещи позволят вам по окончании навигации избежать неприятных минут, когда приходится раскручивать "залипший" намертво талреп.
Ниже мы приводим таблицу для подбора талрепа (по резьбе стержня), исходя из расчетного разрывного усилия в тросе (диаметра троса).
В зависимости от конкретных условий эксплуатации и фактически действующих нагрузок диаметр стержня может быть изменен (несколько уменьшен). В любом случае, при подборе талрепов необходимо соблюдать аккуратность замеров и вычислений.