Если нашим "сухопутным" потребителям продукция британской фирмы "Хаммерайт" уже знакома, то судоводителям — как любителям, так и профессионалам — она практически неизвестна. Выпускаемые ею антикоррозийные грунты и эмали на алкидно-стирольной основе обеспечивают исключительно высокие защитные и декоративные свойства и гарантируют завидную долговечность покрытия.
Коррозия — коварный и смертельный враг человечества в целом. Например, потери Великобритании от коррозии ежегодно составляют до 3% валового национального продукта! Несложно представить, в какую сумму оценивается вред от коррозии в глобальных масштабах. Поэтому области применения любых эффективных средств борьбы с коррозией поистине безграничны. Неслучайно продукция "Хаммерайт" экспортируется сегодня в 45 стран мира и используется повсюду, где есть опасность поражения металлических конструкций коррозией. Грунты и краски этой марки защищают огромные мосты, конструкции подъемных кранов и мачты освещения, многие тысячи километров различных труб и оград и даже памятники архитектуры.
Об истории фирмы и о происхождении ее названия (по английски "hammer" — молоток) Ричард О’Доннел — представитель "Хаммерайт" — рассказывает так:
— Лет сорок назад основатель нашей компании, талантливый химик и электрик Алан Фостер никак не мог взять в толк, почему во всем мире приборы окрашивают одинаково скучно — серой "молотковой" краской. Он стал изобретать свою краску, с такой же "молотковой" фактурой, но допускающей варианты цвета. Случайно выяснилось, что его новая краска не только ложится на ржавчину, но и надолго подавляет ее! Это определило основное направление дальнейшей работы Фостера. Он ввел в состав краски жирные кислоты, нейтрализующие ржавчину, частицы закаленного стекла, создающие на поверхности металла своеобразную "броню", а также силиконы для усиления водоотталкивающих свойств. Постепенно палитра цветов была расширена до 24, краска стала выпускаться не только в "молотковом", но и в глянцевом, и в матовом вариантах. И надо подчеркнуть, что широкая популярность материалов "Хаммерайт" во многом объясняется их практичностью — простотой применения.
Имеется в виду, что грунты и эмали можно наносить различными способами - кистью, валиком, воздушным и безвоздушным распылением - прямо на ржавчину. Для этого даже не нужно зачищать конструкцию до чистого металла — достаточно снять отслаивающуюся старую краску и рыхлую ржавчину, промыть и обезжирить поверхность. Разумеется, можно применять эти материалы и для нанесения на чистые стальные поверхности, на любые цветные металлы (с применением специального грунта), пластик и даже на древесину — по водоразбавляемому акриловому грунту.
Важно подчеркнуть, что эти грунты и краски применимы всюду, где возможна коррозия, за одним исключением: ими нельзя окрашивать конструкции, находящиеся под водой. Однако, это не значит, что их не используют в судостроении и при ремонте больших и малых судов.
Более того, в 1999 г ЦНИИ Морского флота (г. Санкт-Петербург) выпустил "Дополнение к РД 31.28.10-97, Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии", где даны четкие рекомендации по использованию материалов "Хаммерайт" для окраски надводного борта, палуб и надстроек, трюмов и жилых помещений речных и морских судов.
Чтобы сказанное не выглядело по-рекламному голословным, сошлемся на официальный документ: «Результаты испытаний материалов фирмы "Хаммерайт", выполненных ЦНИИ Морского флота.
Определение всех показателей и защитных свойств покрытий производилось на стандартных пластинках малоуглеродистой стали, которые предварительно выдерживались под открытым небом в течение 12 месяцев. Перед нанесением грунта механическим способом удалялась лишь рыхлая ржавчина, слой оставшейся прочно-державшейся ржавчины имел толщину 40-60 мкм. Испытывалось шесть различных систем покрытий. Для примера рассмотрим одну них, рекомендуемую для надводного борта и надстроек стальных судов. По ржавчине наносился грунт № 1 Anti-Rust (два слоя по 25 мкм). Время высыхания составило: грунта — 6 часов, краски — 3 часа. Для определения защитных свойств лакокрасочных покрытий проведены испытания в гидростате, в котором поддерживалась постоянная влажность 95% и каждые 2 суток в течение 8 часов включался обогрев Т = 40°С. Продолжительность испытаний составила 40 суток. Проведенные испытания показали, что "представленные лакокрасочные материалы соответствуют нормам, предъявляемым для применения на морском транспорте". Состояние всех шести испытанных систем покрытий соответствовало высшему баллу по 5-балльной системе: внешний вид их не изменился, отсутствовали коррозионные разрушения и дефекты покрытия. Показатели адгезии грунта и краски и прочности покрытия (отрыв, удар, изгиб) также были оценены высшими баллами.
Специалисты ЦНИИ МФ особо отметили, что испытываемые материалы фирмы "Хаммерайт" обладают высокими технологическими качествами: их тиксотропность позволяет легко нанести равномерную пленку необходимой толщины с хорошей укрывистостью и растекаемостью. Грунт № 1 Anti-Rust рекомендован для ремонтных работ. Для него характерна нетребовательность к подготовке поверхностей и совместимость почти со всеми покрывными эмалями. Он обладает способностью локализовать имеющиеся коррозионные разрушения и препятствовать их распространению.
Таким образом, объективные исследования показывают, что краски и грунты фирмы "Хаммерайт" обладают высокими защитными и декоративными свойствами. А возможность смешивания красок "Хаммерайт" между собой позволяет расширить цветовую гамму и добиться превосходного внешнего вида судов на долгие годы.