Все надувные лодки можно разделить на две основные группы: весельные — не имеющие жесткого транца для подвесного мотора, и моторные — оборудованные жестким транцем для установки подвесного мотора.
У нас наибольшую популярность в классе весельных лодок завоевали лодки российского производства "Нырок" и "Уфимка". Эти лодки имеют неплохое соотношение цены и показателей качества, но подходят лишь для несложных условий плавания с минимальным удалением от берега. Общим минусом отечественных лодок является недостаточная долговечность материала: он обладает малой прочностью, тяжел, склонен к истиранию; швы склеиваются внахлест, что также снижает надежность конструкции и безопасность плавания.
Среди импортных безтранцевых лодок на нашем рынке достаточно широко представлены лодки из термопластичных материалов. Наряду с главными достоинствами — легким весом и небольшой ценой, они имеют крупный недостаток. Эксплуатация такого судна связана с большим риском: сучок под днищем судна — и можно приступать к неотложным аварийно-спасательным работам.
В последние двадцать лет на зарубежном рынке огромную популярность приобрели надувные лодки с жестким транцем. Обладая всеми достоинствами весельных лодок, они имеют высокие скоростные и мореходные качества, которые сравнимы с характеристиками судов с жестким корпусом. Преимущества таких лодок впервые оценили спецвойска и отряды береговой охраны. Позднее эти лодки стали использовать гонщики, яхтсмены, туристы, рыбаки и охотники.
Благодаря таким качествам, как небольшая масса, компактность в сложенном виде, великолепные скоростные характеристики и безопасность при эксплуатации, в нашей стране этот тип лодок также нашел своих благодарных почитателей. Необходимо, однако, признать, что вес такой надувной мотолодки, как правило, оказывается несколько выше, чем у аналогичной по грузоподъемности лодки без транца.
Ярким представителем этого класса являются лодки южнокорейской компании "Phoenix’’. Они конструктивно аналогичны широко известным лодкам "Quicksilver" и заслуженно считаются одними из лучших. Выпускается около 50 моделей лодок с маркой "Phoenix", рассчитанных на моторы с мощностью до 100 л.с. Одним из главных достоинств лодок является применение новейшего, особо прочного материала. Это так называемый Duratex, который представляет собой "слоеный пирог" из армирующих слоев капрона или нейлона, завулканизированных композитом PVC. По свойствам он напоминает нечто среднее между пластиком и резиной.
Разработка пятислойного материала, из которого изготовляются лодки "Phoenix", позволила увеличить стойкость оболочки к порезам — более чем на 50 %, к абразивному истиранию — более чем на 50 % и к воздействию внешней среды — более чем в два раза по сравнению с существующими аналогами.
Первые производственные линии были созданы в США и главным образом выполняли заказы военной промышленности. В последние годы вся технологическая база была перенесена в Южную Корею.
Нельзя не отметить великолепное качество сборки лодок "Phoenix", одним из важнейших элементов которой являются швы. Технология склейки взята из разработок аэрокосмической промышленности и гарантирует максимальную прочность и долговечность швов. Это лучшее из технических решений, известных в наше время. Кромки соединяемых полотнищ подгоняются встык и проклеиваются полосами с обеих сторон.
Для улучшения мореходных качеств и обеспечения устойчивости на курсе, днищу лодки придана килеватость. Это достигается тем, что между жестким пайолом и тканью днища лодки установлен надувной киль, который и придает днищу необходимые обводы.
Жесткий настил (пайол) выполнен из фанерных щитов, пропитанных водостойким составом, которые соединяются между собой при помощи замков. При наполнении камер воздухом настил жестко распирается между днищем и цилиндрическими баллонами. Сборка лодки выполняется одним человеком в течение 15-20 минут.
Все модели комплектуются сумкой, что позволяет упаковать мотолодку и свободно перевозить ее в багажнике легковой машины или разместить дома, например на антресолях, для хранения зимой. В комплектацию лодки входит насос, весла и футляр с ремкомплектом — специальным клеем быстрого схватывания и кусочками ткани.