Вооружение "Индосэйл" названо универсальным неслучайно. Разработано оно в качестве вспомогательного — для установки с целью экономии топлива на многочисленных моторных судах "прибрежного и межостровного плавания". Однако вооружение нового типа уже продемонстрировало высокую эффективность и надежность и может быть рекомендовано для использования на вновь строящихся достаточно крупных парусных судах прогулочно-туристского назначения. Во всех случаях имеется в виду вооружение судна двух-, трех- или четырехмачтовой шхуной — с одинаковыми мачтами, парусами и остальными элементами оснастки.
Одна и та же конструктивная идея может быть реализована на различных уровнях механизации. В простейшем виде, при установке "Индосэйла" на небольшом грузовом судне, это управление парусами вручную — при помощи лебедок, а сама мачта представляет собою как бы продолжение колонны, на которую ставятся стрелы грузового устройства. В принципе же это может быть и полностью дистанционно управляемое компьютером вооружение с применением гидравлики и электромоторов.
Основная идея "Индосэйла" — достаточно эффективный прямоугольный мягкий парус большого удлинения, который "подвешен" — ставится как косой парус: растягивается передней шкаториной вдоль мачты, а верхней и нижней шкаторинами — по горизонтальным гафелю и гику. Для уменьшения площади ("взятия рифов") и уборки парус наворачивается на вращаемый отдельной лебедкой вертикальный стержень (трубу) или на ликтрос, подобно стакселю с закруткой (т.е. свободной может быть и передняя шкаторина). Гика-шкот и гафель-шкот проведены от их ноков на соседнюю (следующую в корму) мачту таким образом, чтобы можно было выбирать оба шкота одновременно — одной лебедкой за один ходовой конец.
Информация об изображении
Рис. 2. Простейший вариант "подвешенного" паруса системы "Индосэйл" для малого грузового судна
Проектированию описываемого варианта паруса предшествовали исследования различных схем вооружения шхуной и продувки в воздушной трубе, а также проверка идеи на двух управляемых вручную натурных моделях (на озерах Германии) и двух 25-метровых опытовых судах в индонезийских водах. Одно из них — "Maruta Java Exp" водоизмещением 110 т проходило всесторонние испытания в 1988 г. с двумя парусами общей площадью 200 м2.
Рис. 2. Простейший вариант "подвешенного" паруса системы "Индосэйл" для малого грузового судна
На основе этих экспериментов было разработано и в 1990 г. построено грузовое судно-прототип "Maruta Java 900", в июне 1993 г. вступившее в нормальную эксплуатацию на местных линиях между индонезийскими островами. Это судно имеет длину наибольшую — 63 м, по КВЛ — 50 м, ширину — 12 м, осадку — 5 м. Его водоизмещение — 1700 т, дедвейт — 900 т. Мощность силовой установки — 80 кВт. Площадь парусности — 1050 м2. В дальнейшем на этом же судне была смонтирована система автоматической обработки данных и мониторинга SAMOS (от слов SAiling MOnitoring Sistem), получающая показания датчиков-измерителей по 16 каналам, сведения от спутниковой системы навигации и т.д. и т.п. Успешная работа этой системы управления позволяет уверенно рассчитывать на экономический эффект применения нового парусного вооружения без увеличения численности экипажа на грузовых парусниках будущего, в том числе и на крупных судах.
В 1989 г. в Гамбурге парусами "Индосэйл" площадью 650 м2 было оборудовано 900-тонное патрульное судно по охране окружающей среды "Rainbow Warrior" (с двигателем мощностью 1000 кВт) и, наконец, в 1992 г. — частная парусная яхта "Siscomp I" для океанских плаваний с минимальным экипажем. Размерения яхты: длина наибольшая — 51 м, по КВЛ — 40 м, ширина — 7.9 м, осадка — 4 м. Водоизмещение — 600 т. Мощность дизеля — 500 кВт. Площадь парусности — 550 м2.
При максимально возможном упрощении конструкции вооружения шхуна "Syscomp I" в течение двух лет эксплуатации в Атлантике, в Индийском океане и на Средиземном море продемонстрировала высокую надежность системы "Индосэйл". На вахте находились один-два человека при общей численности экипажа всего 4 человека.