В чем главная цель надлежащей организации ночного перехода? В том, чтобы благополучно встретить рассвет. Не больше и не меньше. А в общем-то ночное плавание почти ничем не отличается от дневного. Но именно за оговоркой "почти" и кроются те детали, о которых пойдет речь. Наш разговор адресован начинающим судоводителям-любителям, старающимся понять, почему капитан яхты или катера принимает то или иное решение и именно так, а не иначе, готовит судно и людей к плаванию ночью.
В дальнем безостановочном переходе чередование дневных и ночных вахт — обычное дело. Но вы, предположим, в таких плаваниях еще не участвовали. Вам предстоит поход выходного дня, занимающий по времени вечер пятницы, целую субботу и значительную часть воскресенья. Получается, что предстоит провести в море две ночи.
Само собой разумеется, что на не подготовленном по всем статьям судне затевать ночной поход нельзя, дабы не нажить отнюдь не случайных неприятностей. Если же судно в полном порядке, каждый член экипажа в течение предыдущей недели по поручению капитана обязан выполнить возложенные на него обязанности. Консервированные и сухие продукты, спальные принадлежности, рыболовные снасти, корзины под ягоды и грибы, прочие необходимые вещи лучше всего доставить на борт заблаговременно. Хорошо, если на неделе уже принято топливо для двигателя, запасено горючее для камбуза. Что касается пресной воды, то ею лучше наполнить емкости незадолго до отхода. Однако едва ли стоит тянуть с этой операцией до последней минуты. В клубе (на стоянке) могут неожиданно отключить воду, и вам придется изыскивать возможность принять ее в каком-то другом, отдаленном месте, на что потребуется время, и час выхода придется отнести на какой-то дальний срок.
Когда все проделано толково, вечером в пятницу вам можно будет позволить себе прибыть на судно налегке, прихватив из холодильника скоропортящиеся продукты.
Впрочем, капитан может заранее предупредить, что отхода засветло не будет. Ему выгоднее отдать концы, например, в полночь с тем, чтобы достичь наиболее сложной с навигационной точки зрения части маршрута с рассветом, а не в самое темное время. Решение всегда зависит от района плавания, срока действия приливо-отливных течений, прогноза погоды, прочих факторов, которые приходится учитывать комплексно, исходя из правил хорошей морской практики.
Взглянув на путевую карту, вы увидите, что капитан (или его помощник) "поднял" ее, т.е. выделил карандашом, а то и цветными фломастерами мелководные банки, таящие опасность для судна с учетом его осадки. Если в стороне от проложенного генерального курса есть пометки "не сближаться", "не заходить" или что-то в том же роде, они означают, что на лавировке нельзя пересекать ограничивающих линий. За ними могут быть рыбацкие заколы, не обставленные знаками затонувшие на малой глубине суда. А то и граница территориальных вод нового сопредельного суверенного государства, еще не очерченная картографами даже на картах последнего издания.
Выделит капитан и опорные знаки навигационного ограждения, четко выписав на отдельном листе характеристики огней буев, маяков, створов, сигналы радиомаяков. Словом, он поработает с картой так, чтобы на переходе было проще вести счисление, определять позиции по наиболее надежным ориентирам. Поясняя свои действия, капитан введет вас в основы навигации, теорию которой вы вскоре сможете подкрепить практическим пеленгованием, введением поправок при прокладке пеленгов на карте.
Не исключено, что вам очень захочется на вахте проводить солнце на закате и встретить на палубе рассвет. Но капитан отвергнет эти благородные устремления и отправит вас спать. На вахты, выпадающие на время ограниченной видимости (ночь, утренние и вечерние сумерки), он поставит самых опытных и, что называется, глазастых. Не расстраивайтесь. "Наплаванность" со временем переместит вас в эту категорию, тогда и восходы, и заходы будут ваши. Если же ночные и дневные вахты делит муж с женой, то наиболее трудные — ночные и предрассветные — выпадают обычно на долю мужчины.
В непродолжительном плавании при смешанном экипаже и на переходе, и на стоянке мужчины обеспечивают безопасность судна, отказывая себе в ночном отдыхе, в прогулке в лес. Даже такое святое мужское дело, как рыбалка, не оправдание отказа от отдыха перед ходовой вахтой. Безопасность экипажа и судна превыше всего!
В положенное время, т.е. от захода до восхода солнца, а с ухудшением видимости и днем, судно несет ходовые огни. Вы должны быть уверены, что они горят; если спаренный огонь не дает бликов на гребнях волн, закрыт от вас срубленным парусом, необходимо периодически проверять — светит ли. То же относится к левому и правому отличительным, гакабортному огню и огням на мачте.
Минуя узкости фарватеров, нельзя держать на руле неопытных рулевых, способных непрестанным рысканьем нервировать и вводить в заблуждение тех, кто стоит на мостиках встречных и попутных крупнотоннажных судов как днем, так и ночью. Если на борту есть рация, ее необходимо включить на канале лоцманской проводки.
В открытом районе особую опасность представляют суда, занятые ловом рыбы. Неопытным судоводителям-любителям трудно предугадать внезапные изменения курсов рыбачьих судов, поэтому держаться от них лучше на разумном удалении. Особенно от рыбаков, занятых парным тралением, помня, что они связаны не только тралом, но и тросом, идущим с носа одного судна на нос другого: этот трос опаснее заглубленного трала.
Проходить вплотную по корме промысловых судов очень опасно: катер или яхту может перерезать стальным траловым ваером, опрокинуть какой-либо другой промысловой снастью.
Ночью необходимо держать под рукой исправный фонарь с достаточно мощным свечением, чтобы при необходимости подсвечивать паруса яхты, тем самым обозначая себя.
Наготове стоит иметь и автономный источник слабого света на случай отказа штатной подсветки компаса. Предпочтительнее несильный красный свет, излучаемый фонариком, навешенным над стеклом компаса. Нелишне также иметь свечу над штурманским столиком на случай отказа аккумуляторов.
Неусыпное внимание требуется от впередсмотрящих, которыми, по сути, является вся вахта. Опасны не только топляки, но и прочие притопленные и плавающие предметы большой массы.
Стоит не заметить один из буев на изгибе фарватера (не горит или слабо светит огонь) — и вы сидите на бровке. Поэтому наблюдение и тщательное ведение счисления в условиях ограниченной видимости имеют особое значение. Характеристики огней знаков и маяков определяются с помощью секундомера. Малоопытным наблюдателям полезно приучать себя вначале определять характеристику огня визуально с помощью секундомера и только потом справляться с картой, чтобы не использовать ее в качестве подсказки. Со временем, когда вырабатывается уверенная способность идентифицировать огни, подсказка не потребуется вовсе.
В случае предполагаемого усиления ветра всегда заранее берут рифы. Если прогноз не оправдается, их легко отдать даже в темноте.
Штормовые паруса всегда держат в доступном месте как во время ночного, так и в дневном плавании.
Перед заступлением на ночную вахту одеваются по погоде. Лишняя одежда сковывает движения, утомляет. Поэтому свой гардероб подбирайте с разумным расчетом защитить себя от холода и влаги без частых переодеваний. Поиск понадобившейся вдруг непромокаемой куртки или резиновых сапог ночью часто оборачивается потерей времени. Приходится будить спящих, беспокоя их вопросами, а то и вовсе поднимая с коек.
Ночной чай или кофе тоже не повод для лишней суеты в каюте. Словом, отдыхающим надо стараться ничем не мешать, чтобы на вахту они встали выспавшимися.
Случается, что расчетную скорость перехода по какой-либо причине держать не удается. И если в пути нет укромной промежуточной гавани, которая в силу обстоятельств по решению капитана объявляется конечной, судно ложится на обратный курс. Лучше прибыть домой без задержки, чтобы начать рабочую неделю в бодром настроении. А не пройденный до конца маршрут пусть будет тренировкой.
Ночные переходы тем и хороши, что они всегда чуть сложнее дневных и приучают к жесткой навигационной и судовой дисциплине, такой полезной и необходимой на борту в любое время суток, в любую погоду, вне зависимости от расстояния и протяженности плавания.