Аэродинамическая мачта
Каждый яхтсмен (особенно, если он — гонщик) знает, как сильно влияют аэродинамические качества парусного вооружения на скорость движения яхты.
На яхте "Мемпест", спроектированной в Казанском авиационном институте (СКБ "Спорт", см. "КиЯ" №109 и др.), впервые применена простейшая обтекаемая мачта, лишенная сложностей, которые присущи поворотным мачтам-крыльям. Обычная цилиндрическая неповоротная мачта (дюралевая труба) охвачена просторным свободно поворачивающимся рукавом-обтекателем из прочной парусной ткани. Вдоль кормовой кромки рукава пришита простейшая конструкция сборного ликпаза. Для блоков, краспиц и других узлов в рукаве вырезаются окна, позволяющие осуществлять перекладку паруса.
Материалами для изготовления элементов ликпаза служат полоски авиационной фанеры 40х1.5, рейки сечением 6x6 и несущая рейка несложной конфигурации (заготовка 35x30) или полоски и подходящий профиль из алюминиевого сплава.
Описываемая конструкция, которую можно смело рекомендовать для небольших прогулочно-туристских яхт и швертботов, дает, по сравнению с традиционной мачтой, уменьшение угла лавировки на несколько градусов. В нашем случае это 85° против 95°. Кроме аэродинамических, есть еще ряд преимуществ: технологичность изготовления, более высокая прочность при равных площадях поперечного сечения, ремонтопригодность в походных условиях (достаточно иметь в запасе пару соединительных вставок и отрезок трубы).
Конструкция успешно эксплуатируется несколько навигаций и защищена авторскими свидетельствами.
Ферменная мачта парусного судна
Много лет назад (в "КиЯ" №25) была опубликована заметка о ферменной мачте для парусного судна. В комментарии к заметке высказывалось мнение о том, что условия работы паруса, установленного на такой мачте, не отличаются от условий, в которых работает стаксель. Позволю себе не согласиться с этим мнением.
Предлагаемая мачта состоит из вертикальных стоек 1 и 4 аэродинамического профиля, ликпаза 2 и соединяющих стойки и ликпаз горизонтальных площадок 8. При условии, что гик с парусом 3 поворачивается в горизонтальной плоскости вместе с мачтой, наблюдается следующий эффект:
- 1) равномерный поток (вымпельный ветер) v0 поворачивается передней стойкой мачты на определенный угол в сторону передней кромки паруса;
- 2) пройдя подветренную сторону этой стойки, ускоренный и повернутый поток воздуха v1 складывается с вымпельным ветром v0, в результате чего парус обтекается суммарным потоком v0+v1, который имеет большую скорость и меньший угол атаки, чем v0.
Таким образом парус работает в более выгодных условиях, чем стаксель.
Существенный недостаток предлагаемой мачты — она может быть настроена только на очень узкий диапазон скорости вымпельного ветра, так как каждой скорости ветра соответствуют определенные геометрические размеры сечения передней стойки. Чтобы устранить этот недостаток, предложено на переднюю стойку 7 надеть обтекатель 6, который в зависимости от скорости вымпельного ветра может разворачиваться под его действием на задаваемый экипажем угол. Для этой цели устанавливаются ограничители поворота обтекателя стойки, выполненные, например, в виде винтов 5.
На ровном киле
К плаванию по морю и так нужна привычка, а вот стоит еще и заглушить двигатель или спустить паруса... Волны и ветер безжалостно набрасываются на беспомощно дрейфующее судно, и качка, которая на ходу казалась совсем незаметной, превращается в серьезную проблему. Некоторые члены экипажа, еще минуту назад мечтавшие перекусить, половить рыбу, позагорать и т.д., на глазах теряют первоначальный энтузиазм и с бледными лицами жмутся поближе к борту. Знакомая картина?
Чтобы облегчить жизнь мореплавателям во время дрейфа или якорной стоянки, одна из зарубежных фирм выпускает такие вот оригинальные портативные успокоители качки. Благодаря сопротивлению нанизанных на тросы и спущенных с обоих бортов (или с носа и кормы) "тарелок" диаметром 33.5 см и весом 0.45 кг каждая, судно не столь рьяно раскачивается на волне, а экипаж чувствует себя куда более комфортно. Приспособление в равной степени пригодно для использования как на моторных, так и на парусных судах. Особо оценили его преимущества любители морской рыбалки.
Вместо "колдунчика"
Классический ветроуказатель в виде флюгера можно встретить разве что на крупных яхтах. На парусных посудинах помельче, в том числе и гоночных, обычно обходятся "колдунчиками" — полосками тонкой парусной ткани, привязанными к вантам. При всей простоте подобного решения точность показаний трепыхающейся на ветру тканевой полоски обычно невысока. А информация об истинном направлении вымпельного ветра никогда не помешает, особенно в гонке.
Американская корпорация Davis Instruments приступила к выпуску одного из самых маленьких "взрослых" ветроуказателей, пригодных для установки даже на самые крошечные парусники — скажем, на те же "Лазеры". Универсальное крепление и длинный кронштейн позволяют расположить его не только на мачте диаметром от 38 до 64 мм, но и на гике.
Просто, как все гениальное
Странно, что такая простая идея до сих пор не приходила никому в голову. В кокпите катера или яхты не так много мест, куда можно убрать всякие полезные мелочи, и при этом хочется, чтобы они были под рукой. Встроенные рундучки, как правило, невелики по объему, а принцип расположения их продиктован скорее соображениями эстетики, нежели удобства. Видели когда-нибудь мыльницу на присосках? Тот же принцип использует сумка для хранения всяких мелочей, выпуск которой начала американская фирма Davis Insrtuments.
При помощи трех присосок ее можно надежно закрепить на любой гладкой и чистой поверхности, например, на борту кокпита, переборке или просто на палубе. Чтобы содержимое сумки не выпало, горловину можно затянуть шнуром. На стоянке ее легко отлепить и, как обычную сумку, вынести на берег.
Главное — не требуется сверлить никаких отверстий и портить внешний вид судна дополнительными кронштейнами. При необходимости присоски можно заменить на защелки и закрепить сумку, скажем, на леере.
Зачехляй!
Заработать щипок от сжавшегося при ослаблении нагрузки стального троса, конечно, неприятно, но не смертельно. А вот попадание в щель открытого талрепа, скажем, пряжки спасательного жилета может быть чревато куда более крупными неприятностями. Да и следы защитной смазки на белоснежных парусах их явно не украшают.
Выпускаемые за рубежом наборы пластиковых чехлов позволяют решить все эти проблемы, улучшив при этом внешний вид судна. Установка их очень проста — упругие трубочки с разрезом по всей длине попросту защелкиваются на тросах. Чтобы установить чехол на талреп, его придется отсоединить, но съемная крышечка позволяет в любой момент подобраться к нему для ухода и регулировки.
Якорь для причала
Вы подходите на легкой лодке к примитивному дощатому причалу. Швартовный конец наготове, но вот незадача: на причале не то что кнехтов — даже простейшего рыма нигде не видать. За что зацепиться?
Если у вас под рукой простое приспособление вроде того, что показано на рисунке, зацепиться можно непосредственно за доски причала. За рубежом его можно приобрести в магазине, а у нас, скорее всего, придется раздобыть стальной пруток диаметром 6-8 мм и согнуть такой "якорек" самостоятельно. Для того, чтобы петля не деформировалась под нагрузкой, готовое изделие неплохо закалить — нагреть до вишневого цвета и опустить в жидкое моторное масло.
Не на глазок
Большинству "простых людей" показанный на снимке прибор может показаться излишеством — действительно, ну зачем знать точное значение силы натяжения такелажного троса? Однако применение ему могут сыскать не только "продвинутые" гонщики, постоянно сталкивающиеся с необходимостью настроить и перенастроить такелаж с ювелирной точностью.
Легко устанавливаемый на любой открытый участок троса портативный прибор с жидкокристаллическим дисплеем позволяет в считанные секунды сравнить и откорректировать, например, натяжение вант по левому и правому бортам, проверить, не превышает ли паспортную нагрузка, возложенная на какую-либо ответственную снасть... А это уже, как ни крути, вопрос не столько скорости, сколько безопасности.
Печка-экономка по эскизу Е. Смургиса
Во время северных плаваний Евгения Павловича неизменно сопровождала эта печка, сделанная по образцу, который он видел у геологов-северян. Он так часто упоминал ее в самых хвалебных тонах, что мы попросили рассказать о ней подробнее. Во время одного из приездов в редакцию он набросал эскиз и пообещал прислать текст для печати, но что-то помешало это сделать.
Смысл печки в том, что при ограничении подачи воздуха цельное полено горит очень долго — несколько часов. Подача воздуха регулируется: на "поддувало" (труба с отверстиями) надвигается играющая роль "заслонки" заглушка (банка от сгущенки). Корпус печи сварной из тонкого листа нержавейки. Вес ее не больше 5 кг, места она занимает немного, зато один вид ее "всегда согревает душу"... Разумеется, надо не забыть предусмотреть тот или иной способ надежного крепления печки к конструкциям лодки.