С этой темой нам — в фирме "С.С.Т." и в фирменном магазине, который у нас в прошлом году открылся, приходится сталкиваться постоянно, несмотря даже на то, что этой темы постоянно касаются авторы статей в разных журналах.
Ориентация в современном "досочном пространстве" потенциального любителя виндсерфинга — дело действительно очень сложное. В этом пространстве множество направлений, и человек, который попадает в эту среду, сразу оказывается среди поразительного многообразия досок. Любая серьезная фирма (к примеру, фирмы типа "Mistral" или "F2") выпускает более десятка моделей и не прекращает разработку новинок. А в то же время совершенно необходимо, делая приобретение, четко представлять, какая доска лучше всего подойдет данному покупателю.
Совершенствование модельного ряда любой фирмы при всем многообразии подходов имеет и какие-то закономерности. Мне в "С.С.Т.", кроме организационной работы, постоянно приходится заниматься совершенствованием нашего модельного ряда, разработкой новых моделей; собственно есть и термин для обозначения этой работы — "shape". Практически в каждой фирме сейчас есть свой "shaper" или фирма нанимает какого-то известного шейпера на время. Обычно этот специалист работает в тесном контакте с ведущими спортсменами. В солидных фирмах это своя фирменная команда, свои фирменные гонщики (к примеру, это Данкенберг в "F2" или молодая энергичная команда у "Mistral", во главе с опытнейшим Роби Нэйшем — многократным чемпионом мира). "С.С.Т." работает с российскими ведущими гонщиками: М. Ершовым. О. Остриковым, А. Чибизовым, А. Ноздриным, В. Дубовым, С. Саблиным.
Прежде всего отметим, что при обзоре новинок года усмотреть какие-то принципиально новые, радикальные шаги в деятельности даже самых известных фирм не удастся. Впрочем, это типично для любой области деятельности, связанной с техническим прогрессом. Прорывы вперед — редкость. В качестве примеров можно взять водно-моторный или горнолыжный виды спорта. Есть престижные соревнования "Формула-1" или "Кубок Мира", где смело применяются самые последние научные разработки и технические новинки, на первых порах — дорогостоящие, трудоемкие, уникальные. Потом этот опыт анализируется и постепенно рациональное внедряется в массовое производство. Таким образом, совершенствуются, доводятся и серийные мотолодки, моторы и лыжи. Точно так же происходит и в парусной доске: есть профессиональный спорт, есть мировая Профессиональная Ассоциация Виндсерфинга. Кубок этой Ассоциации — вершина соревновательного виндсерфинга и одновременно — полигон для творческого соревнования шейперов разных фирм. Здесь все и проверяется, сравнивается, принимается или отбрасывается.
В модельном ряду каждой фирмы присутствуют модели, максимально приближенные к тем аппаратам, которые используются на элитных — самых престижных соревнованиях. Они, конечно, самые дорогие, но зато и самые легкие, жесткие, современные по форме. Ну, а впереди этих элитных моделей (которые в принципе выпускаются небольшой серией) идут так называемые "кастомные" доски. Они изготавливаются вручную — без матрицы; слово "кастом" и означает "ручная работа" или, как мы говорили, спецзаказ. В изготовлении таких досок обычно принимают участие непосредственно сами шейперы при том или ином участии ведущих спортсменов. При таком способе изготовления с обратной связью каждую новую доску можно сделать чуть иначе — с учетом пожеланий фирменного досочника, можно на одной доске попробовать любые изменения, не выпуская ее в производство. Ну, а дальше — найденные на кастомных досках удачные решения применяются — запускаются в серию на элитных моделях. Как я уже сказал, у каждой фирмы есть такая серия — последнее слово техники (у "Mistral" например — это серия "SLE", у "F2" — серия ’Peter Tommon", у "Fanatic" — серия "Racing", у "BiC" — серия "Veloce").
Информация об изображении
Петр Воногов представляет последние разработки фирмы "Спорт. Сэйлинг. Технолоджи."
Не будем слишком подробно останавливаться на досках элитных серий, с ними имеют дело опытные спортсмены. В принципе, если вы на доске уже ходите и средства позволяют, вы можете купить доску из элитных моделей. Это, конечно, престижно. Бывалые досочники будут относиться к вам с некоторым уважением (поскольку все примерно ориентируются, какие доски являются ведущими, и уверяю вас, это будет замечено). Конечно, вы почувствуете и другой уровень скорости, но вместе с тем вы будете обременены необходимостью особого бережного ухода за доской. Поскольку она экстремальная, и относиться надо к ней соответствующим образом. В ней нет большого запаса прочности, все построено для достижения максимальной скорости.
Петр Воногов представляет последние разработки фирмы "Спорт. Сэйлинг. Технолоджи."
В принципе, в досочном шейпе с момента, когда у нас появились "но-ноусная" форма, твистовые паруса и плавники (вроде, уже с тех пор прошло более пяти лет), радикальных изменений не происходило. В принципе, нельзя сказать, что это плохо: это нормально. Идет период постепенного эволюционного развития. В основном, идет поиск всевозможных компромиссов, достижения гармонии.
Самый главный компромисс, которого ищут шейперы, это компромисс между скоростью и комфортностью, маневренностью. Сейчас в каждой категории досок происходит поиск того, чтобы для данных условий полностью гармонизировать все показатели каждой доски. По сути дела, идет поиск идеальной формы для доски каждого размерения и назначения.
Сегодняшний шейперский процесс в разных фирмах я бы описал одинаково: идет непрерывный поиск практически по всему модельному ряду, но он не одинаково интенсивен. Если какой-то фирме удается в какой-то категории добиться очевидного успеха — получить форму, самую совершенную на данный момент, близкую к идеальной, и доска становится такой, какой она для этого назначения и должна быть (скажем типичная доска wave, типичная доска free ride), другие фирмы постепенно прекращают поиски именно в этой категории досок и понемногу принимают на вооружение нечто похожее на типичный образец.
Прежде чем подробно рассматривать конкретные модельные ряды фирм, я бы хотел упомянуть о существовании еще двух, кроме элитной, категорий досок, которые, видимо, были, есть и будут в дальнейшем. Подробно о них говорить большого смысла нет, поскольку их назначение более-менее понятно.
Это, во-первых, race board — самые длинные доски, на которых проходят гонки по олимпийской дистанции, проводятся Олимпиады, любительские соревнования. У фирмы "Mistral" это "ONE DESIGN EQUIP" (см. "КиЯ" №159), у "F2" — "LIGHTING". У "Fanatic" - "CAT". Эти доски большого объема на рынке не занимают, некоторые фирмы их даже относят к разряду "специальных", т.е. досок для людей, специализирующихся в определенных дисциплинах. Некоторые из них имеют определенное значение на стадии обучения. А потом, они все-таки слишком большие, чтобы на них получать удовольствие и кататься просто так.
И, во-вторых, это группа досок, которая по существу является переходной — от массовых любительских досок к тем элитным, о которых я уже упоминал. Эти доски в принципе имеют ту же форму, что и элитные, но они сделаны чуть более доступными по цене за счет менее "крутой" технологии (это соответственно в некоторой степени отражается и на жесткости, и на весе); тем не менее, они в какой-то степени приближаются к соревновательным доскам. Это прежде всего у "Mistral" — серия "XLE", у "F2" — серия "SPUTNIK". Это яркие представители такой категории досок. Некоторые фирмы эту группу никак не выделяют. Я думаю, что это правильно, в дальнейшем, по мере улучшения любительских досок чисто концептуального модельного ряда, эти доски будут отмирать; видимо, у всех фирм будет просто рейсинговая серия — соревновательная, где будут достаточно серьезные доски по технологии, и будут, массовые, так сказать, комфортные и долговечные доски.
Давайте подведем первую черту: с чем нужно уже на первом этапе определиться потенциальному покупателю при выборе своей будущей доски? Прежде всего надо решить, для чего нужна доска: для катания, отдыха и получения удовольствия или вы собираетесь участвовать в соревнованиях? Если собираетесь, то в каких? Если вы предполагаете участвовать в Олимпийских Играх, в мировых чемпионатах по race board, то нужна "длинная" доска длиной 3.70-3.80 м. Если вы собираетесь выступать в слаломе. нужна серьезная слаломная доска (в принципе не одна, а минимум две — на сильный ветер и слабый-средний ветер). И эта доска может быть либо элитной категории, либо промежуточной категории, в зависимости от вашего уровня и финансовых возможностей. Если же вы собираетесь участвовать в соревнованиях в дисциплине wave, то выбор будет несколько проще, так как доски для участия в соревнованиях и для катания могут быть одни и те же.
Конечно, можно попытаться выбрать одну среднюю доску (в районе 2.80-2.85 м) и попытаться ею закрыть весь ветровой диапазон, но большой успех вряд ли будет сопутствовать вам. На сильный ветер нужна доска — в районе 2.70 м и на слабый-средний — 2.85 до 2.96 м.
Теперь поговорим об основных модельных рядах ведущих фирм, т.е. таких нормальных любительских досках массового выпуска, которые делаются для людей, занимающихся виндсерфингом для здоровья, отдыха, для получения удовольствия. Эти доски производятся в огромных количествах, это основной объем рынка виндсерфинга, им фирмы выделяют большую часть своих производственных мощностей.
Любительские доски — это не значит, что они хуже каких-то там гоночных досок. Они просто специально сделаны для длительного комфортного использования. Это хорошие добротные доски нормального веса (не экстремального), при этом достаточно долговечные, в отличие от гоночных досок, которые обычно выдерживают в лучшем случае один сезон (иногда, при удачном стечении обстоятельств, два сезона).
Вот в этом основном модельном ряду серийных досок как раз наиболее любопытные явления и происходят. Из-за отсутствия революционных изменений в форме, в концепции досок сейчас происходит строгое упорядочение каждого модельного ряда, его структурирование и гармонизация. Сейчас близкие доски большого модельного ряда у разных фирм как бы объединяются в группы. Их становится гораздо легче выбирать, с одной стороны. При этом, с другой стороны, в каждой группе доски уже доведены, очень хорошо отработаны. Сейчас идет процесс совершенствования каждой доски в каждой группе практически до идеального варианта.
Проиллюстрируем уже сказанное на примере модельного ряда фирмы "Mistral'', поскольку он в сезоне 1997 г. очень характерен и при том окончательно сформировался именно в этом сезоне. Еще в прошлом году в их модельном ряду было очень много похожих досок с разными названиями и ориентироваться было очень сложно. Дать на 100% верную консультацию человеку непосвященному мог только хороший специалист. Либо было необходимо перепробовать несколько досок, чтобы определить, какая действительно подходит. Сейчас модельный ряд очень четкий.
Начнем его рассматривать с самой большой и на сегодня самой популярной доски из категории "компромиссных досок". Это "Malibu" длиной 3.25 м, компромиссная доска между race boards и слаломными досками. Это доска швертовая; у нее широчайший диапазон использования по ветру. Доски этой категории в таком идеальном варианте появились года 3-4 назад. Первым ярким представителем этой категории современных досок был "Fanatic Snake". Собственно, он и вывел эти доски в разряд очень интересных. Раньше, когда форма была классической ("convention-дизайн"), этот размер считался "ни рыба, ни мясо". С появлением дизайна "no nose" он особенно хорошо подошел именно для досок этой категории и этого размера. Доски достаточно длинные, и уменьшение объема в носу сразу привело к качественному скачку — расширению диапазона использования доски по ветру. Доска достаточно большая, чтобы не тонуть в слабый ветер и даже без ветра. Наличие шверта позволяет отлавироваться в любой ветер в любую точку и вернуться даже при "закисании" ветра, а уменьшенный объем в носу позволяет достаточно комфортно ходить на ней и при серьезном усилении ветра, чего раньше на старых досках не было. Раньше получалось так. что в слабый ветер необъемная корма все равно подтапливалась и доска плохо шла, а объем в носу существенно сужал возможности при усилении ветра.
На мой взгляд, за такими компромиссными досками — большое будущее. И неслучайно все фирмы отреагировали на появление этой компромиссной швертовой доски. После "Fanatic Snake" появился "BiC Veloce" на 3.28 м; потом такую же доску сделала фирма "F2" — модель "Phoenix" (она чуть длиннее — 3.40 м, но относится к этой же категории). Теперь появилась "Malibu".
У нашей фирмы "С.С.Т." тоже есть аналогичная доска — "Navigator". Я предполагаю, что теперь неизбежно будут организовываться мероприятия именно на досках этой категории. Они очень приятны при любительском катании, и как завершение такой популярности наверняка возникнут и достаточно массовые соревнования на этих досках. Уверен, что это будут очень интересные гонки. Прелесть этих досок еще и в том, что их можно использовать на любой акватории, т.е. и на закрытых водоемах, где неизбежна наличие лавировок, заходов ветра и его ослаблений, и на море. На ней можно делать первые шаги в виндсерфинге, учиться (ее объем позволяет). Если она используется в качестве семейной доски, то можно завести маленький детский парус. Она не громоздкая, на ней можно приобщать к виндсерферу ребенка буквально с семи-восьми лет.
В сторону уменьшения длины и для использования более сильного ветра модельный ряд обычно представлен досками 3.10-3.15 м. Это уже доски без шверта, они принадлежат к категории free ride, т.е. для свободного катания. Эта бесшвертовая большая модель тоже сейчас очень популярна во всем мире. Получается. что и она защищена от ослабления ветра; тут единственный нюанс в том, что когда ветер совсем закисает, отлавироваться будет тяжеловато, поскольку шверта нет; в то же время на сегодня уже всеми фирмами (и нашей в том числе» предлагаются серьезные большие плавники, по эффективности не уступающие шверту. При использовании парусов большой площади эта доска ведет себя очень хорошо и в слабый ветер (скажем так — ближе к среднему) отлавироваться на ней уже можно. Словом — это уже очень популярная доска, очень комфортная, кататься на ней легко.
У фирмы "Mistral" — это модель "Explosion", у "F2" — серия "Xantos" (у них, кстати, есть бесшвертовые доски даже длиннее, размер доходит до 3.25 м). У нашей фирмы "С.С.Т." эта категория представлена досками "Shot Gun", в т.ч. "Shot Gun 3.10".
Вот все эти доски, которые я упомянул (компромиссные 3.25-3.40 м и бесшвертовые 3.10-3.25 м), в принципе не требуют больших навыков катания. Они самые доступные, и вы можете смело приобретать такие доски, даже если уровень вашей подготовки еще не очень высок.