Будучи профессиональными яхтсменами, мы каждую весну начинаем учить новичков нормам яхтенного житья-бытья. Поэтому вначале на борту не редки "разборки" с воплями: "Ты дома сковородку ставишь на подушку?" — "Чей носок в сахарнице?" — "Этой ветошью обтирали дизель, а ты трешь ею миски!"
Нашими "юнгами" иногда становятся мальчишки из детской парусной школы, молодые иностранцы. Но чаще мы приобщаем к парусу "академиков" — курсантов морского вуза Санкт-Петербурга. Народ это довольно своеобразный, еще не нюхавший соленого ветра. Совсем неплохо, что до практики на огромных стальных теплоходах они теряют нимбы романтиков на судах, палубы которых находятся почти на уровне моря, да и то в гавани. А чтобы на их долю выпадало меньше синяков и шишек, чтобы команды реже переживали стрессы из-за "случайностей", неизбежных в вояжах с новичками. лучшие капитаны и их наиболее опытные помощники лично контролируют весь ход подготовки яхт к навигации. Особенно в части живучести, жизнеобеспечения, обитаемости в дальнем плавании.
Ремонтных дел. требующих особо серьезного разговора, мы здесь касаться не станем и перейдем к той стадии, когда завершаются покрасочные и отделочные работы. В этот период необходимо проверить состояние всех систем, убедиться, что отсечные клапаны в полном порядке, не забиты водозаборники, не окислились гнезда навигационных приборов на подводном борту. Для профилактики нельзя жалеть времени и сил. нельзя относиться к ней с прохладцей. Иначе вы не застрахованы от необходимости поднимать яхту для ремонта во время навигации. Встроенные питьевые и топливные емкости надлежит вычистить и вымыть, проверить на герметичность. Кабельная проводка тоже должна пройти проверку пока яхта не загружена. Делается это либо до установки снятых на зиму приборов в их гнезда, либо в ходе этой работы.
Место для установки аккумуляторов ни в коем случае нельзя оставлять без контроля. Проверяется состояние поддона, его крепления, крышки, защищающей аккумуляторный блок от влаги и пыли и обеспечивающей его надежную фиксацию не только при крене, но и при, пусть едва ли вероятном, оверкиле.
Винторулевой группе особое внимание вы уделили во время ремонта. И поступили весьма разумно. Тогда не забудьте смазать по резьбе сливную пробку окрашенного, пока еще сухого трюма и заверните ее до упора. Считаю, что это обязан сделать капитан. Известны случаи, когда о столь простой операции забывали, и яхта прямо под стрелой крана шла ко дну. когда отдавали стропы. В каждом клубе живут веселенькие легенды. завязку которым дала оставленная по забывчивости в кармане или ящике с инструментом сливная трюмная пробка.
Информация об изображении
Примерный план-памятка для экипажа по размещению яхтенного имущества под палубой
Яхта на воде, она не течет. Почти идеально выставлен тщательно отремонтированный рангоут, в достаточной степени обтянут стоячий такелаж. Его состояние и контровку крепления к рангоуту проверяют еще на берегу. Вант- и штаг-путенсы. прочие палубные детали присоединения мачтового такелажа редко подводят, если яхта построена добротно. Но все же и их полезно лишний раз обследовать. Нет ли наклепа, трещин, не нарушена ли герметичность заделки в корпус несущих высокие нагрузки конструкций?
Примерный план-памятка для экипажа по размещению яхтенного имущества под палубой
Морскую смазку талрепов по весне полезно обновить. Пальцы талрепов стоит законтрить сразу. Ну, а сами талрепы обычно контрят с завершением настройки рангоута.
Итак, рангоут и такелаж в порядке. Брюканцы на месте. Ими вы укрыли пяртнерсы, в которых мачты расклинены мягкой резиной, жесткими клиньями или же ходят свободно. Как поступать, подсказывают особенности вооружения, тип яхты. Если же рангоут опирается на стандерс, думать о брюкзнцах не приходится. А коль без них не обойтись, для крепления и герметизации брюканцев хороши стальные охваты в виде хомутов с червячными стяжными винтами. Не имея их, на мачтах и оковках пяртнерсов брюканцы крепят тугими оплетками.
Все? Почти. Остается навести порядок на палубе, скойлать бухты заведенного бегучего такелажа, собрать инструмент. Теперь можно приступать к установке приборов. Это совсем просто. Лишь с компасами не стоит спешить, чтобы потом не повредить их предметами, которые предстоит разместить в яхте, на палубе.
Начинают с тяжелых вещей, но спасательный плот крепят обычно в последнюю очередь — в соответствии с правилами его размещения в установленном месте. Лучше всего, если он помещается ближе к корме. Например, в специальной нише кокпита. Пробоины чаще всего бывают в передней части борта, отягощенной фальшкилем, и корма последней уходит под воду; шанс использовать плот повышается. Но лучше всего крепить плот в районе транца или даже прямо на нем. Это почти идеальный вариант. Если плот раскроется, когда яхта полностью уйдет в пучину, стоячий такелаж не помешает плоту всплыть.
Держать газовые баллоны под палубой очень опасно. Но где, бы они не хранились, их сразу крепят в свои гнезда. Особенно если баллоны большие, тяжелые и занимают много места. (Напомним, что только специальная выгородка со стоком газа за борт обезопасит яхту и избавит экипаж от больших неприятностей.)
Парусам — самое лучшее, самое удобное место. Объем их, как правило, велик. Вес тоже приходится учитывать. И чем тяжелее парус, тем выгоднее укладывать его дальше от штевня.
Кисы основных парусов помещают поверх запасных. Но и штормовые должны храниться так. чтобы их не приходилось извлекать с трудом. Это самые небольшие паруса. В свернутом виде они занимают мало места.
На одномачтовых яхтах есть смысл хранить штормовой грот и стаксель в одной кисе, чтобы находить мгновенно и при необходимости одновременно извлекать на палубу.
На крейсерских яхтах с богатым "гардеробом" во время перехода полезно перемещать кисы с парусами в центр. Особенно на длинных пластмассовых яхтах с "играющим" корпусом. Перекладывая паруса в салон, например, облегчают носовую часть. Корпус меньше прогибается, яхта легче всходит на волну.
Вообще, если нет необходимости особым образом дифферентовать яхту, стоит заботиться, чтобы нос и корма были как можно легче. Правда, добиваться этого не просто. Ведь под палубой приходится держать множество различных по весу, форме, виду и назначению вещей. Одни из них необходимы в редких случаях. Например, отрезок стальной цепи, который используют как проставку между якорем и синтетическим якорным канатом, когда под килем скалистый грунт или кораллы.
Где хранить цепь? Как можно ближе к якорю и в то же время как можно ниже в трюме, дальше от штевня. Но в доступном месте. К тому же. цепь не должна ржаветь или иметь свободу перемещения при качке.
Пиротехнику хорошо хранить в несгораемом герметичном металлическом ящике, обеспечивающем, к тому же, запас плавучести (по правилам гонок в открытом море оргкомитеты иногда выдвигают и такое требование). Ящик держат в сухом месте, подальше от огня, от легко воспламеняющихся веществ. Но на всякий случай часть пиротехники и ракетницу хранят так. чтобы можно было быстро пустить в дело.
Запас лакокрасочных материалов, растворители и прочие "пахучие" жидкости помещают подальше от продуктов, чтобы они не впитывали запахи. И в то же время — в нежилых помещениях.
Моющие средства, спички, свечи, батарейки для фонариков и аварийных огней хранить лучше всего в прочной герметичной упаковке. Но опасно все спички, к примеру, укладывать в один пластиковый мешок. Запас их отсыреет в случае повреждения упаковки. Мелкие упаковки надежнее страхуют от такой беды.
Аварийные брусья, пробки, клинья укладываются так. чтобы при получении пробоины их не пришлось извлекать из-под горы прочих вещей.
В самых доступных, чаще всего штатных, местах хранят аварийный румпель, крепят огнетушители и кошму. Инструмент, в том числе и парусный, всегда держат под рукой.
В общедоступном постоянном месте находится и расходный запас провизии. Иначе ночью (или днем) может возникнуть необходимость поднимать спящих, чтобы достать что-либо из дальнего угла. Провизии, кстати, уделяется особое внимание для того, чтобы не билась стеклянная тара, не подмокали сахар и соль, а яйца не воспринимали нежелательные запахи. Более тяжелое укладывают как можно ниже. Полезно иметь на борту не только план размещения кис с парусами, но и укрепленный 8 районе камбуза перечень мест размещения продуктов. Их, кстати, периодически на стоянках необходимо подвергать ревизии. И по количеству, и по состоянию. Вздувшиеся банки консервов, загнившие фрукты и овощи изымаются.
Для отходов и мусора используют большие полиэтиленовые мешки, которые в цивилизованном яхтенном мире такая же обычная вещь, как туалетная бумага. С прибытием яхты в порт наполненные мешки относят в береговые мусоросборники. Даже в открытом море отходы и сор не принято выбрасывать за борт.
Для приема гостей уважающие себя яхтсмены держат хорошую посуду. Но это не значит, что в море следует питаться бог весть из чего. Лучше всего, если ваши небьющиеся кружки и миски будут такой формы, чтобы на них не скапливалась грязь, чтобы они легко мылись, не занимали много места.
Спальные принадлежности, особенно одеяла — источник ворса и пыли. Поэтому следует отдавать предпочтение спальным мешкам со сменными вкладышами.
Для хранения одежды хороши личные мешки из синтетической ткани, наподобие парусных кис. Если владелец мешка аккуратен, его вещи не валяются по яхте. А ведь даже носовой платок разгильдяя, попав в труднодоступный трюмный шпигат, способен принести массу неприятностей из-за скопления воды, которую не откачать помпой.
Всего полезного и важного здесь не скажешь, не напомнишь. Но когда забывают об известных "мелочах", от неприятностей вы не застрахованы. Приведу лишь один пример. Знакомый капитан в первом же загранплаваний уплатил штраф за то. что яхта ночью шла по фарватеру в прибрежных водах Германии без левого отличительного огня — лампа перегорела. Заменить ее долго не могли: куда-то запропастилась коробка резервных ламп. Да и аварийные отличительные огни последний раз видели где-то пару дней назад, а где именно, забыли. В суматохе перерыли все закутки. Как ни странно, никому не пришла в голову мысль временно вывернуть лампу из каютного плафона. Педантичная немецкая полиция непорядка не простила. Пришлось расстаться с некой суммой дойчмарок. К счастью, небольшой. И все из-за того, что капитану "до лампочки" были простейшие истины!
Завершая этот неполный перечень практических правил, напомним, что капитан не вправе забывать о влиянии металлических предметов на компас, величину девиации, о том, что запасы в любом случае размещают и раскладывают так. чтобы не блокировались жизненно важные яхтенные узлы, а помещения без больших хлопот можно было освободить, вымыть, провентилировать.
Словом, множество условий приходится учитывать, думая о подготовке яхты к плаванию.