Вторичное использование
Отслужившие свой срок стеклопластиковые корпуса лодок, катеров и яхт могут стать неразрешимой проблемой. Расчеты показывают, что ежегодно только в одной Норвегии выбрасывается от 15 до 40 тысяч лодок, изготовленных из этого материала. Вероятно, во всем мире насчитываются десятки миллионов старых корпусов. В связи с этим возникает насущная необходимость организовать их сбор, а затем переработку и использование в качестве вторичного материала для изготовления новых судов.
Норвежская компания "Милиотек А.С." во Фридрикштадте — пионер в этой области. Этот проект они разрабатывают совместно с Норвежской Ассоциацией по торговле лодками, параллельно с этим компания завершает работы по улучшению утилизации полиэстера и других изделий из стеклопластика.
Информация об изображении
Стеклопластиковая лодка может использоваться в качестве вторичных материалов
Вторичное использование материала — многообещающий, сточки зрения экономики, метод. Только в одной Норвегии с 1980 г. в малом судостроении было использовано от 175000 до 200000 т ламината. Используя поправку на экспорт и импорт можно с определенной достоверностью говорить о 160000 т имеющегося в стране ламинатного сырья.
Стеклопластиковая лодка может использоваться в качестве вторичных материалов
Современная лодка из стеклопластика, имеет в среднем срок жизни 20-30 лет. После этого лодки будут брошены на берегу, затоплены или сожжены. Надо сделать так, чтобы владельцу было выгодно сдать ее на приемные пункты утильсырья. Сейчас мы стоим перед проблемой, которую условно можно назвать "обратной мерой" — системой выплат за утилизируемые лодки. И одновременно с этим снова поднимается проблема сохранения регистрации всех стеклопластиковых лодок, произведенных до сегодняшнего дня.
Чтобы переработать малое судно из стеклопластика, оно должно быть демонтировано и разобрано по отдельным составляющим материалам (дерево, резина, металл и т.д.). Это достаточно дорогой процесс. В перспективе, производители и конструкторы лодок должны будут строить и разрабатывать такие конструкции, которые будут легко разбираться и перерабатываться. Предполагается, что требования, касающиеся сроков службы материалов и изделий, будут строго регламентированы.
По прогнозам специалистов фирмы "Милиотек А.С.", отслужившие свой срок лодки уже сегодня являются достаточно серьезным источником сырья, позволяющим получить значительный не только экономический, но и социальный эффект.
Останки сегодня — лодки завтра
Один из многих проектов, над которыми работают сейчас в Норвегии — это поддерживаемый Скандинавским Промышленным Фондом проект, касающийся извлечения и переработки стеклопластика из сэндвичевых конструкций, а также утилизации стеклопластика, использованного в производстве лодок.
Производитель лодок "Ryds ОМС" Швеция — один из участников проекта, уже может продемонстрировать несколько прототипов различных по величине лодок, выпускаемых из вторичных материалов.
Применение обычных "новых" ламинатов в них сокращено на 50%, и они скомбинированы со смешанными материалами, содержащими 33-40% вторичного стеклопластика. В этой смеси находят также применение и такие материалы, которые обычно находятся внутри конструкций, например — фанера. В общем весе лодок-прототипов содержится в среднем 20% вторичных материалов, причем эти ламинаты с использованием вторичных стеклопластиков могут использоваться с такими же высокими нагрузками, как и обычные.
Использование вторичных ламинатов в качестве заполнителя увеличивает прочность конструкций. В процессе испытаний сравнивались ламинат, в котором используются вторичные стеклопластик и фанера, с обычным "новым" ламинатом; прочность первого оказалась в несколько раз выше.
"Ryds ОМС" использует размалывающее оборудование, специально приспособленный миксер и систему аэрозольного нанесения вторичных материалов.
Разработка прототипов "Ryds ОМС" основывается на совместной концепции, которую выдвинула шведская фирма "SiCOMP". Первый этап этого совместного проекта будет продолжаться до июня 1997 г.