Основные данные лодки после оборудования парусами
Длина наибольшая, м | 4,1 |
Длина по КВЛ, м | 3,7 |
Ширина наибольшая, м | 1,45 |
Высота борта на миделе, м | 0,50 |
Осадка, м | 0,40 |
Высота мачты от шпора, м | 5,50 |
Площадь парусности м2 | 7,20 |
Мне удалось купить корпус старой гребной лодки «Пелла» (ее размерения 4,10X1,45X0,5 м). Один их моих приятелей подарил мне приличный по размерам кусок старой плащ-палатки, другой подсказал, где можно раздобыть почти новый трехмиллиметровый стальной тросик для стоячего такелажа. Удалось купить старинную швейную машинку, на которой можно было шить прямым швом.
В «КиЯ» №25 (1970 г.) нашел чертежи раскроя парусов для швертбота класса «Летучий Голландец». Уменьшив их размеры в 1,5 раза, за зиму 1988—1989 гг. я сшил грот и стаксель площадью 4,20 и 3 м2 соответственно.
С самого начала передо мной стояла дилемма: какой тип киля выбрать — шверт или продольную наделку на штатном киле?
При оснащении лодки продольным брусковым килем плюсами являются: более высокое расположение ЦБС и лучшая устойчивость яхты на заданном курсе, укрепление продольной прочности и жесткости корпуса и предохранение его от истирания. Минусы — это большой угол дрейфа, затрудненный поворот оверштаг, худшая, чем у швертбота, поворотливость.
И все же я выбрал брусковый киль. Он был сделан из соснового бруса размерами 40X150X3000 мм с полукруглой канавкой по профилю штатного киля, имеющего высоту 50 мм. Брус был прикреплен к килю при помощи эпоксидной шпаклевки и шурупов, ввинченных под углом в штатный киль. Нижняя кромка киля защищена стальной полосой, прикрепленной по всей длине.
В корпусе были установлены продольные бортовые сиденья из сосновых досок для удобства откренивания.
Мачта длиной 5,50 м изготовлена из ствола соснового «кругляка» с ликпазом, выпиленным ножовочным полотном из пластикового плинтуса (они применяются в домах серии 137), имеющего подходящий профиль. После приформовки на эпоксидном клее к мачте в профиле пропиливается паз с внешней части, затем паз зачищается мелким напильником и наждачной бумагой.
Мачта раскрепляется штагом и двумя вантами из стального тросика диаметром 3 мм, проходит через пяртнерс в штатной банке.
Гик выполнен из соснового бруска размером 25X60X2200 мм с приформованным к нему аналогичным пластиковым ликпазом.
Уключины сделаны новые: на борта поставлены стальные угольники 25X25X400 мм, к которым приварены стальные трубки-подуключины высотой 50 мм (на штатных подуключинах весла задевали за борта).
При поставленной мачте приходится грести, сидя лицом вперед на второй банке, так как через первую проходит мачта. При плавании вдвоем гребем традиционным способом, размещаясь на первой банке.
К угольникам прикреплены на болтах вант-путенсы из дверных цепочек; штаг крепится к носовой оковке аналогичным способом.
Шкотовые стопора эксцентрикового типа изготовлены из текстолита; все блочки — из дюралюминия.
В первых выходах лодкой управляли при помощи штатного весла, которое крепилось к транцу на одной половине струбцины от подвесного мотора «Ветерок».
И вот яхточка спущена на воду. Под полными парусами она резво пошла на фордевинд, расправив паруса на бабочку. Приятно было после стольких трудов и мытарств слышать шум воды за бортом, видеть пенный кильватерный след за кормой и наполненные ветром паруса над головой. Ради этого стоило потрудиться!
Через час, дойдя до мыса, мы с волнением повернули обратно. Пойдет ли лодка в бейдевинд?
Опасения оказались напрасными: лавировоч-ный угол составил 55°. А после того, как лодку оснастили новыми лавсановыми парусами (грот — 5 м2, стаксель — 3,2 м2), пошла заметно круче — от 45 до 50° к ветру. Правда, теперь в свежий ветер лодку приходится откренивать и управлять ею надо более внимательно. Для повышения безопасности плавания планирую снабдить лодку надувными кранцами, закрепленными снаружи бортов, а также удлинителем для рулевого весла.