В процессе постройки очередной лодки я изготовил инструмент, который значительно экономит время при сверловке отверстий под шурупы. В стальном прутке (его диаметр должен соответствовать диаметру потайной головки шурупа) с торца сверлится отверстие на глубину два-три диаметра прутка. Напильником формируют два выступа на торце, из которых при помощи надфиля формируют режущие грани и ограничитель глубины сверления и зенковки (размер «а», равный 1 — 2 мм). Перед режущими гранями выпиливают (ножовкой и надфилем) стружкоотводящие канавки, а затем готовый инструмент отрезается по пинии А-А. Размер Н целесообразно выдержать равным 1—2 диаметра прутка.
В том случае, если под шуруп сверлят отверстия одного диаметра с раззенковкой, надевают готовый инструмент (насадку) и приклеивают слегка загустевшей эпоксидной смолой на необходимом расстоянии от конца сверла. Смолу, попавшую на рабочую часть инструмента, нужно счистить острием ножа. При этом желательно стружкоотводящие канавки изготовленной насадки совместить с канавками на сверле для лучшего отвода стружки, а края упорной поверхности «а» притупить, чтобы она не царапала края зенковки.
Если хотят сделать отверстия под шуруп по всем правилам, то насадку насаживают на сверло диаметром, соответствующим цилиндрической части шурупа, а диаметр конца сверла протачивают под нарезную часть шурупа с помощью наждачного круга. Достаточно точно проточить только самый конец сверла, а выше диаметр может быть несколько меньше, что на качестве отверстия не скажется.
Необходимые рекомендации для разделки отверстий под шурупы приведены в книге Д. А. Курбатова «15 проектов судов для любительской постройки», стр. 97.
Насадку не обязательно приклеивать к сверлу; можно закрепить ее винтом через отверстие с резьбой в боковой стенке. При этом появится возможность варьировать глубину сверления, если это необходимо, под шурупы различной длины.