Возможно читатель помнит статью «Человек за бортом» («КиЯ» №140 за 1989 г.), в которой шла речь о спорных и и какой-то степени ошибочных рекомендациях некоторых отечественных учебных пособий по маневрированию при падении человека с яхты в море. Мы постарались дать четкие представления о маневрах, поместили схемы подхода к упавшему. Однако и в учебниках, и в статье ничего не говорилось и том, как спасать человека, если он оказался за бортом яхты, идущей с косым парусом на спинакер-гике или несущей спинакер.
На практических экзаменах для рулевых редко ставится спинакер: жаль трепать, а то и рвать его — испытуемые способны на самые элементарные ошибки в работе со снастями во время поворотов для подхода к «утопающему». Поэтому экзамены проводят обычно только под косыми парусами. Ситуации с усложнением разбираются чаще всего устно или же с использованием имитационных предметов, бумаги и карандаша.
Среди опрошенных нами бывалых петербургских яхтсменов не встретилось никого, кто бы на собственном примере рассказал, как он поступал в интересующих нас случаях. Просто с их яхт, несших спинакеры, люди никогда не падали за борт.
Один капитан, правда, признался, что однажды при постановке спинакера на «четвертьтоннике» ему пришлось извлекать из-за борта стразу двух неопытных матросов, буквально выкатившихся кубарем в воду при резком крене на порыве ветра, когда спинакер-гик лег на штаг Но, к счастью, один из матросов не выпустил шкот. А второй, буквально оседлав товарища по «кувырку», вцепился в него мертвой хваткой.
Рулевой не растерялся. Он продолжал удерживать яхту на галфвинде с помощью., «полощущихся» матросов, которые сопротивлением собственных тел в воде как бы заменяли нагруженную лебедку. Третий матрос попытался подтянуть бедолаг ближе к корме — напрасно, сил не хватило. Тогда рулевой резко увалил яхту. Спинакер ушел за грот и обезветрился. Скорость упала. Не добирая гика-шкот, рулевой вновь привел яхту. При этом, подчеркнем, он отдал брас, что не позволило спинакеру вновь забрать ветер. Яхта почти лишилась инерции. Теперь было важно посредством спинакер-шкота быстро подтянуть людей к яхте. Рулевой и матрос работали в четыре руки, и выпавшие за считанные секунды, будучи переваленными через подветренный борт, оказались в кокпите.
Случай необычный? Да! Но мы описали его, чтобы вы представили последовательность действий рулевого Конечно, можно было бы отдать не только брас, но и фал, чтобы «освободиться» от спинакера. Тем более, что шкот оставался той спасительной «соломинкой», которая связывала находившихся на борту и за бор том Выручила находчивость рулевого, его реакция, мастерство. Что произошло бы и как бы действовали двое на борту, если бы распалась «смычка» буксируемых на шкоте? Случившееся могло бы иметь другой финал.
Добавим, что выпавшие были без спасательных жилетов. А то, что никто на яхте не фиксировался карабинами страховочных поясов к шторм-лееру, вы, видимо, сами догадались. И поняли, что это — ошибка с точки зрения правил обеспечения безопасности яхтенного плавания.
Другой наш собеседник, капитан яхты Л6 рассказал, как однажды задался целью отработать подход к «утопающему» по инерции, не убирая спинакера. Тренировка проходила при незначительном волнении и ветре, не превышающем трех баллов. Для возвращения к брошенному на воду спасательному кругу с полного курса делался поворот оверштаг. Спинакер, что называется, обстенивался, как на судне с прямым вооружением. Правда, характер обстенивания был своеобразным, сулящим неприятные последствия. Тем не менее цель маневра достигалась. Яхта по инерции сближалась с кругом настолько, что до него можно было дотянуться отпорным крюком, «накрыть» его бросательным концом. На тренировке экипаж опробовал различные варианты работы со снастями и пришел к выводу, что при слабом ветре «шестерка» способна с полного курса по инерции возвращаться к упавшему за борт, обстенивая спинакер. Маневр занимал менее минуты по времени.
Надеемся, что тема вас заинтересовала и напомнила поучительные случаи из собственной практики. Мы были бы благодарны, если бы вы взялись за перо и поделились пережитым с другими читателями-яхтсменами. В данном случае оправдан анонимный вариант публикации, если кому-то не совсем удобно вспоминать о допущенных промахах. Всякое бывает. Но даже отрицательный опыт — тоже опыт. Он порой ценнее положительного.
Для тех же, кому не приходилось объявлять тревогу «Человек за бортом!», подумать, как следует поступать в аналогичной критической ситуации, поможет содержание главы популярного на западе учебника. Он выпущен французским центром подготовки яхтсменов Glenans и переиздавался в разных странах.
Пособие, прежде всего, обращает особое внимание на рефлекторность действий в первые секунды, поскольку они являются решающими. С криком рулевого или другого члена экипажа «Человек за бортом!» вся команда поднимается по тревоге и занимает штатные места по парусному расписанию. Одновременно, а еще лучше до того, упавшему бросают круг на лине или без линя. Важно, чтобы как круг, так и линь были снабжены сигнальным огнем, что особенно важно при ограниченной видимости. За человеком устанавливается наблюдение. А действия команды сразу же подчинены одному: не дать яхте уйти далеко от упавшего.
Далее пособие рекомендует в случае, когда яхта идет только под косыми парусами, независимо от курса тотчас же делать поворот, не трогая шкотов. Стаксель, генуя или кливер с пересечением линии ветра начинают работать в противоположную сторону, яхта быстро теряет ход и ложится в дрейф, вскоре ее начинает сносить к упавшему. От себя добавим, что опытная команда способна регулировать направление дрейфа с помощью руля и парусов. Естественно, что слаженность действий обеспечивается только тренажем.
Когда же паруса не позволяют лечь в дрейф (яхта несет спинакер или геную на спинакер-гике), учебник предлагает постараться достичь желаемого результата путем приведения к ветру. При этом отдается брас (стаксель-шкот), что возможно, если на конце снасти нет узла, предотвращающего выхлестывание из кипы. При необходимости травят все: брас, шкот и фал, убирают спинакер (если это удается). Передний косой парус, вынесенный на спинакер-гик, тоже стараются убрать как можно быстрее после поворота...
Понятно, что поворот с неубранным спинакером рекомендуется делать для того, чтобы яхта не удалялась от человека за бортом. На акватории со слабым волнением иная яхта, обладающая большой инерцией, способна сблизиться с упавшим, и его удается поднять на борт. Но уповать на такое везение все же не следует.
Избавившись от серьезной помехи маневрированию в виде спинакера или переднего паруса на спинакер-гике, необходимо сразу же делать новый заход, едва яхта начнет подчиняться воле экипажа. Нельзя забывать и про двигатель, если он быстро запускается и способен обеспечить циркуляцию по подходу к упавшему за борт.
Последний, напомним, должен изо всех сил стараться доплыть до брошенного ему круга и стремиться голосом обозначать свое место в волнах. Голосом или аварийным свистком. Если спасаемый достиг круга с сигнальным огнем на короткой стропке, огонь следует поднять на высоту руки, чтобы он был виднее.
Учебник поясняет также, как использовать плавающий спасательный линь с сигнальным огнем на конце. Такой линь носят на кормовой вьюшке и пускают в дело без промедлений. В случае, когда упавший смог ухватиться за него, а яхта, приведенная к ветру, движется в его сторону, задача по спасению значительно упрощается.
В заключение напомним об одном важном правиле: подходить к спасаемому следует так, чтобы он оказался с подветренного борта под некоторым углом к ДП. Это уменьшает риск ударить человека штевнем яхты при размахах качки, позволяет сблизиться с ним за счет дрейфа, которым правильно действующий экипаж способен управлять.