В «КиЯ» №144 рассказывается о парусе китайского типа и его современных разновидностях. Позволю себе рассказать о своем опыте оснащения китайским парусом моего катамарана «Север» (см. «КиЯ» №120). Похоже, что этот катамаран до последнего времени был единственным судном в нашей стране, оснащенным такими парусами.
Длина катамарана — 5 м, ширина — 2,2 м, высота — 1,2 м, осадка — 0,3 м, водоизмещение около 700 кг. Он оснащен двумя параллельными парусами площадью по 8,7 м2. Катамаран построен в начале 70 х годов и активно эксплуатируется более 15 лет.
Паруса были сшиты из обычной хлопчатобумажной парусины, форма принята типичной для китайской джонки, латы сквозные. Веревочные сегарсы охватывали мачту, проходили сквозь люверс в передней шкаторине паруса и в каждой лате в 15 см от ее носового конца и защелкивались на кольцо обычным карабином. Благодаря этому в хороший ветер парус сам переползает с одной стороны мачты на другую располагаясь всегда с ее подветренной стороны. При этом парус отжимается ветром от мачты, что улучшает аэродинамику паруса. Против истирания лат-карманы в этих местах обшиты кожей.
Топенанта в оснастке моего катамарана нет, что упрощает работу с парусом; убранный парус не болтается в пространстве а просто укладывается на палубу. Как и любой парус с сегарсами, он легко поднимается и мгновенно сбрасывается. Нижние четыре сквозные латы и гик имеют отдельные шкоты, сходящиеся в одну узловую коробку, позволяющую регулировать их длину. Это делается один раз на берегу при расстеленном на земле парусе таким образом чтобы общий узел шкотов у паруса, поставленного в ДП, находился близ места закрепления (утки) или блока а все шкоты имели вы равное натяжение. Тогда парус стоит ровно и не закручивается по высоте.
При длительном хранении латы я никогда не вынимаю, а сворачиваю парус в рулон диаметром около 15 см Но в этом случае на судне должно быть предусмотрено специальное место для его хранения.
Латы — это особая проблема. Дело в том, что слишком жесткие и часто поставленные латы лишают парус пуза, что уменьшает его тяговое усилие раза в 1,5. Редко поставленные латы делают парус мешковатым, а слишком гибкие — обеспечивают оптимальное пузо только при каком-то определенном ветре, например, средней силы). В слабый ветер латы не получат нужного прогиба а в сильный их может сломать. На парусе моего катамарана каждая лата длиной 2 м была составлена из отрезков жестких дюралевых трубок диаметром не более 20 мм, свободно вставленных друг в друга на 1,5—2 см и соединенных шарнирно. Каждый такой узел допускает свободный, но фиксированный поворот. В результате вся пата получает заданную стрелку прогиба (постоянную для любого ветра) и даже желаемый профиль, рекомендуемый теорией (см., например, книгу Ч. Мархая «Теория плавания под парусами», ФиС). Гафель, гик и короткие латы сделаны из обычных реек.