В «КиЯ» №148 была опубликована моя статья о постройке 5,7-метрового прогулочно-туристского швертбота «Лучина». Ознакомившись подробно с некоторыми конструктивными решениями, редакция журнала признала целесообразным опубликовать более подробное описание швертового устройства.
Шверт «Лучины» склепан из двух листов нержавеющей стали размером 8X500X1500 мм. Для соединения использованы 16 заклепок диаметром 8 мм, а вес киля составил 94 кг.
Для его подъема потребовалось применить механизм с большим передаточным числом, а именно — с ходовым винтом, вращаемым рукояткой, по которому движется гайка. Гайка связана со швертом гибкой связью — стальным тросиком диаметром 4 мм.
Ходовой винт выточен из нержавеющей стали и имеет прямоугольную резьбу 20X4; гайка — из бронзы с поперечным сечением заготовки 30,5X50. На верхней ее стороне профрезерован гребень с четырьмя отверстиями для крепления тросика; на нижней имеется паз, в который входит ребро жесткости 15, препятствующее вращению гайки при вращении рукоятки 8.
К достоинствам описываемого механизма подъема относятся надежность, малое усилие на рукоятке, компактность, что позволяет разместить его внутри основания откидного столика. При ударе шверта о подводное препятствие динамические нагрузки действуют вдоль ходового винта и не нагружают его опоры. Это позволяет применить радиально-упорные подшипники качения.
Недостатком является расположение приводной рукоятки со стороны колодца, находящегося внутри каюты, что затрудняет подъем шверта рулевому. Впрочем, этот недостаток легко устранить, если расположить винт привода с левой стороны от шкива 3, а рукоятку вывести в кокпит.