Разъясняем, что налог с владельцев транспортных средств (катеров, моторных лодок, яхт) взимается ежегодно в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.01.81 г. и инструкцией Минфина СССР от 03.04.81 г. № 65 «О порядке исчисления и уплаты местных налогов».
В г. Омске ставка налога за лошадиную силу установлена в размере 25 коп. При этом, как и в других населенных пунктах РСФСР, от налога освобождены владельцы судов с мотором мощностью не более 10 л. с.
Когда из-за поломки двигателя (мотора) судно не эксплуатируется, рекомендуем своевременно известить об этом госинспекцию, сделать соответствующую отметку в регистрационных документах. В этом случае финорганы не должны иметь претензий к судовладельцу за неуплату налога.
Изменение наименования налога не входит в компетенцию ГИМС.
Судоводитель С. А. Саньков из г. Северодвинска Архангельской области сообщил, что, несмотря на разъяснения журнала, в их городе судоводителей маломерных судов по-прежнему заставляют обучаться по 32-часовой программе перед каждой периодической проверкой знаний (один раз в три года).
Мы связались с начальником ГИМС Архангельской области Д. Д. Шарыгиным, который заверил, что уже давно госинспекторам ГИМС запрещено требовать от судоводителей какие-либо документы об обучении на курсах перед проверкой знаний. Это является личным делом каждого судоводителя.
Более подробная информация дана в областной газете «Правда Севера» от 25 мая прошлого года. На Северодвинском инспекторском участке это указание выполняется неукоснительно, но к сожалению, работники местных учебных курсов продолжают дезинформировать судоводителей.
Вопрос об отмене периодической проверки знаний судоводителей рассматривался неоднократно в различных инстанциях, однако анализ аварийности судов за многие годы свидетельствует о необходимости сохранения проверок.
Главным управлением ГИМС РСФСР в 1987 году были разработаны вопросы для составления в госинспекциях билетов по проверке знаний, о чем писали в №129 «КиЯ» за 1987 год. Все, кто знаком или познакомится с этими вопросами, согласятся, что они принципиально отличаются от экзаменационных и направлены прежде всего на подтверждение практических навыков судоводителей.
Читатель В. В. Бурцев хотел бы открыть в поселке Красный Текстильщик Саратовской области кооператив по прокату моторных лодок. В связи с этим у него возник целый ряд организационных вопросов, имеющих отношение к ГИМС. Так, например, он спрашивает, как быть с регистрацией приобретаемых у частных лиц судов, если документы на эти суда давно утеряны.
В каждом конкретном случае вопрос о регистрации судна, на которое у владельца отсутствуют документы (технический паспорт, товарный чек, счет и др.), решает начальник территориальной ГИМС. Кроме того, основанием для постановки на учет судна служит официальное подтверждение из органов советской власти о его принадлежности конкретному гражданину.
Понятна и обеспокоенность Бурцева тем, что ГИМС потребует обязательного наличия удостоверений на право управления моторными судами у лиц, которые захотят воспользоваться услугами кооператива.
Действительно, без действующего удостоверения на право управления маломерным судном выдавать моторную лодку напрокат нельзя. В противном случае госинспекция вправе привлечь к административной ответственности не только того, кто берет судно на прокат, но и того, кто его выпускает в плавание.
Все чаще читатели просят разъяснить требования по постройке или переоборудованию судов. Так, житель г. Вилькия Литовской ССР В. Бурнейкис хочет приобрести судно и переделать его в самоходную дачу, установив двигатель от трактора. При этом он задает ряд вопросов, связанных с оборудованием рулевой рубки, кают, камбуза, санблоков и других помещений; спрашивает также, какие права необходимы для плавания в море; нужна ли команда на таком судне; можно ли заходить в иностранные порты? Подобные вопросы возникают у судовладельцев и других регионов страны.
Авторам таким писем советуем до постройки или переоборудования судов обратиться в свои территориальные госинспекции для получения консультации от специалистов и согласования документации на постройку или переоборудование, замену двигателей. Только такой путь исключит недоразумения, которые могут возникнуть по принципиальным вопросам при регистрации и первичном техническом освидетельствовании судна. К сожалению, нередки случаи, когда гос-инспекция вынуждена запретить эксплуатировать технически непригодное для плавания построенное или переоборудованное судно. Затраченные силы, время и средства граждан при этом оказываются напрасными.
Есть в почте и критические письма. Так, автор одного из них — житель г. Москвы Воронко (инициалы не указаны), не стесняясь в выражениях, обвиняет ГИМС в бюрократизме, невыполнении постановлений Совета Министров СССР, поборах с судоводителей. Он делает вывод, что все беды водномоторников (запреты, плохое обеспечение, отсутствие оборудованных баз для стоянок судов)— результат плохой работы инспекций. Он почему-то убежден, что спасательная служба содержится за счет владельцев судов, а редакцию журнала «КиЯ» обвиняет в том, что материалы, публикуемые ГИМС, «имеют мало отношения к водномоторникам».
Что можно ответить на это? Мы за критику, но критику конструктивную и конкретную, которая будет помогать совершенствовать нашу деятельность, находить взаимоприемлемые решения по всем вопросам, входящим в компетенцию ГИМС.
Бесспорно, запреты на плавание, плохое обеспечение судовладельцев запасными частями и горюче-смазочными материалами, крайне малое количество оборудованных баз-стоянок не способствуют укреплению правопорядка на водоемах. Но и огульная критика без конкретных предложений не улучшит положения дел.
И последнее: ни одного рубля из кармана водномоторника за годы существования ГИМС не было затрачено на спасателей. Спасательные пункты содержатся за счет средств государственного бюджета. Кстати, спасатели ГИМС РСФСР ежегодно спасают на водоемах более десяти тысяч человек, в том числе и водномоторников, которые попадают в беду.
В. Л. Шалагинов, инспектор I категории отдела безопасности на водах.