Схема подводного крыла для мотолодки «Крым» с ПМ «Вихрь» мощностью 30 л. с. приведена на рисунке. Расчет подводного крыла целиком приводить нет необходимости, так как материалы по проектированию подводных крыльев периодически публикуются на страницах журнала.
Материалы по проектированию подводных крыльев содержатся в статьях:
- Э. А. Афрамеева, В. В. Вейнберга «Проектирование и расчет подводных крыльев» («КиЯ» №3, 1964 г.);
- А. И. Павлова, В. Б. Старобинского, М. И. Френкеля «Гидродинамический расчет крыльев» (№9, 1967 г.);
- Л. Л. Хейфеца «Катер на одном крыле» (№50, 1974 г.);
- Л. Л. Хейфеца «О расчете подводных крыльев» (№123, 1986 г.);
- Л. Л. Xейфеца, «О выборе профиля стоек и подводных крыльев» (№128, 1987 г.).
Осуществленные проекты подводных крыльев описываются в номерах (по сквозной нумерации):
- №3, 1964 г. — для «Казанки»;
- №9, 1967 г. — для катера «Ветер»;
- №26, 1970 г. — для «Казанки»;
- №57, 1975 г. — для «Прогресса»;
- №62, 1976 г. — для «Прогресса»;
- №110, 1984 г. — для мини-мотолодки «Каскад»;
- №128, 1987 г. — для «Амура-М» и в других.
О плюсах применения одного носового крыла подробно говорилось в «КиЯ» №50 и №106.
Форму крыла в плане, профиль крыла и стоек можно найти в №50, а также в «Справочнике по катерам, лодкам и моторам» под общей редакцией Г. М. Новака.
Следует помнить, что в расчетах носового крыла закладывается его поддерживающая сила, равная 50—60% массы катера. Остальная часть воспринимается подъемной силой на кормовом участке днища. Оптимальный ходовой дифферент катера на одном крыле составляет около 4°. Размах несущей плоскости крыла равен ширине корпуса по скуле на транце.
Изготовитель крыла столкнется с рядом сложностей. Две из них — это изготовление нового гребного винта большего шага и обеспечение оптимального угла атаки крыла.
Частично проблему гребного винта можно решить за счет применения выпускающихся промышленностью винтов регулируемого шага.
Крепление крыльев выполняют таким образом, чтобы во время испытаний угол атаки можно было менять в пределах 3—4°, добиваясь оптимальных результатов. Конструкцию крепления, а следовательно, и систему изменения угла атаки крыла можно выбрать, опираясь на различные схемы крепления, перечисленные ранее.
Для «Крыма» можно рекомендовать две бортовые стойки плюс центральная, опирающаяся на киль. В таком варианте схема креплении будет близка к схеме Д. Мисаряна (см. №128). В качестве материала для крыла и стоек лучше всего подойдет алюминиево-магниевый сплав АМг-5, применяющийся дли корпуса мотолодки.
Из вышесказанного видно, что изготовить катер на подводном крыле, не изучив специальной литературы, невозможно. Результат самодеятельности бывает подчас плачевным. Так, в «КиЯ» №106 говорится о неудачной конструкции крыльев для «Казанки-М». Ознакомься автор с литературой, и результат был бы другой.