- 1. Какие требования предъявляет ГИМС к техническому состоянию подвесных моторов (ПМ)?
- 2. Хотелось бы знать методику определения допустимой мощности ПМ для самодельных мотолодок.
- 3. Допустим, я имею лодку, у которой максимально допустимая мощность 20 л.с. Однако «Вихрь-20» снят с производства. Имею ли я право добиваться разрешения на регистрацию с лодкой мотора «Вихрь-30»?
За ответом мы обратились к «Сборнику руководящих документов Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР».
1. В разделе «Механическая установка» говорится:
Для подвесного мотора основанием для оценки технического состояния как «годное» является:
- исправное состояние установки в целом, надежность в работе на всех режимах,
- отсутствие потеков топлива и масла,
- наличие на подвесных моторах страховочного конца (сорлиня), а также стопорного устройства, предотвращающего откидывание мотора при реверсировании на задний ход,
- соответствие мощности двигателя корпусу.
2. Приводить формулы и графики, по которым ГИМС определяет допустимую мощность ПМ, нецелесообразно, так как они полностью соответствуют расчетам, приведенным в литературе по маломерным судам. Так, например, подобные расчеты мощности ПМ можно найти в книге Д. Курбатова «15 проектов судов для любительской постройки» или Г. Новака «Справочник по катерам, лодкам и моторам».
3. Учитывая, что мощностной ряд наших ПМ значительно поредел (остались моторы 2, 8, 30, л.с.) такая ситуация вполне возможна.
К сожалению, тов. Кузнецов не указал, о какой лодке идет речь. Если это промышленный образец, то допустимая мощность указывается в паспорте и здесь ГИМС будет непреклонен — лодку с мотором большей мощности не зарегистрируют Иное дело с лодкой самостоятельной постройки. Как правило, работники ГИМСа с уважением относятся к самодеятельным конструкторам, рискнувшим во время всеобщего дефицита строить судно своими руками. 6 случае явного «перебора мощности, когда, скажем, на трехметровую лодочку ставят «Вихрь-30», владелец, конечно же, получит отказ в регистрации такого тандема. Однако, как нам сказали в ГИМСе, таких бесшабашных самодельщиков сейчас почти не бывает. Люди подходят к проектам ответственно, как правило, беря за основу уже существующий проверенный прототип. Небольшое расхождение в допустимой мощности может компенсироваться некоторым запасом в расчетах (10—15%), а также конструктивными усовершенствованиями мотолодки — установкой булей, дистанционного управления, рубки, увеличением высоты борта, устройством развитой подмоторной ниши, исключающей заливание с кормы, и т. п.
Существенно повысить безопасность эксплуатации с мотором повышенной мощности позволяют специальные обводы корпуса — сани, тримаранные обводы и т. п.
Вот что конкретно говорится об этом в «Сборнике руководящих документов ГИМС РСФСР: «Максимальная допустимая мощность подвесных моторов, устанавливаемых на водоизмещающих судах, а также на судах нетрадиционных глиссирующих обводов (тримараны, морские сани, глубокое V и т.д.) определяется опытным путем».