О безопасности плавания на прогулочно-туристских судах их капитаны должны думать, начиная со входа на судно.
У экипажа и пассажиров не должны возникать затруднения или опасения в связи с ненадежностью приспособлений для перехода с берега или причала. Лучше всего иметь в снабжении высокобортного катера или яхты штатный трап (на реке его называют иногда сходней).
В конструкции этого простого устройства есть свои тонкости. Прежде всего, нужно позаботиться о его надежном креплении на судне — таком, чтобы при качке или небольших боковых перемещениях это крепление не подвело.
Если трап подается с носа, то рекомендуется его верхний конец подогнать по обводам корпуса у форштевня и снабдить мягкой обивкой. Этот конец крепят при помощи прочного линя к швартовным уткам либо битенгу, используя киповые планки. Когда человек вступает на трап, это крепление обтягивается, трап своим вырезом прилегает к корпусу и обретает устойчивость.
Более сложный вариант — закрепить на палубе у форштевня вертикальный штырь, на который надевать верхнюю сделанную из металла перекладину трапа. К этой перекладине трап крепится на шарнирах, что позволяет ему совершать вертикальные колебания вместе с катером.
Катер следует раскрепить у причала двумя швартовами либо отдать с кормы якорь, даже если ветер отжимной.
Еще одна мелочь, позволяющая избавиться от неприятного скрипа и трения трапа о причал — небольшие ролики на его нижнем конце.
Размеры трапа и сечение его основных деталей выбираются в зависимости от условий стоянки, высоты борта судна. Важно, чтобы трап имел достаточную прочность — выдерживал вес двух человек (в любом случае нужно помочь даме!), а его поверхность была бы нескользящей. Ширина — от 350 до 500 мм. При большой длине трап рекомендуется снабдить парой прочных съемных стоек из алюминиевых труб высотой 800—1000 мм и леером.