После каждой регаты, проходящей на акватории города Анапы, прибегают записываться в секцию парусного спорта ребятишки. Не каждому суждено стать яхтсменом. Приемные испытания включают бег на длинные дистанции и плавание.
Но главное при отборе — тренерская интуиция. Отбирая первоклашек и второклашек в группу начальной подготовки, надо угадать, из кого действительно получится гонщик. Можно. скажем, понять это по глазам... У кого они загораются радостью и восторгом при виде белоснежных яхт, скользящих по волнам, из того наверняка выйдет толк.
Но этого мало. Восторги проходят быстро. Нужно вырабатывать у ребят привычку тренироваться каждый день, преодолевая одни барьер за другим.
Главный тренерский секрет, позволяющий воспитывать чемпионов, — приходить в яхт-клуб и уходить из него точно по расписанию. И все время работать и работать...
Первые уроки управления парусами лучше провести на берегу, на вооруженной яхте, установленной на специальной вращающейся платформе. Поворачивая «Оптимист» под различными углами к ветру, можно легко и наглядно продемонстрировать, как правильно выставлять парус по отношению к ветру, работать на шкотах, перемещаться в яхте при выполнении поворотов, а также научить выполнению элементарных команд: «прямо руля», «лево на борт», «привестись», «увалиться», «потравить», «подобрать», «выбрать втугую» и так далее.
После изучения основ и отработки их на тренажере можно допускать юного яхтсмена к самостоятельному управлению яхтой на воде. Очень важно, чтобы это большое событие в его жизни прошло без психологических осложнений, чтобы будущий гонщик поверил в свои силы и знал, что в любой момент ему готовы прийти на помощь. Поэтому для начала, чтобы ребята привыкли к воде, лучше сходить с ними пару раз на килевой яхте, а в первый выход на «Оптимисте» дать новичку в помощь опытного рулевого.
Первые самостоятельные выходы должны осуществляться только при слабом ветре на закрытой акватории (в гавани). Естественно, тренер при этом должен находиться поблизости в катере.
При начальном обучении большую роль играет рациональная последовательность действий. Хорошо себя зарекомендовала серия упражнений, в которых последовательно нарастает сложность. Обучение необходимо проводить при ветре силой около полутора баллов на акватории, защищенной от волн.
Упражнение 1
Цепь: научить управлять рупем яхты, подходить к пирсу и отходить от него.
Методика: При ветре, дующем вдоль причала, «Оптимист» располагается бортом к пирсу. Тренер отталкивает нос швертбота от причала. Юный яхтсмен должен развернуть яхту так, чтобы дойти до знака курсом галфвинд, обогнуть его и вернуться обратно. При огибании знака выполняется поворот фордевинд, который при ветре около полутора баллов безопасен и легко выполняется даже новичками. Работа на шкотах не ведется. Тренеру рекомендуется до выхода на воду показать на модели путь яхты, повторить с занимающимися курсы яхты относительно ветра и термины «приведение», «уваливание», «поворот фордевинд».
Упражнение 2
Цель: закрепить умение отходить от пирса и подходить к нему бортом обучить работе на шкотах.
Методика: Новичок самостоятельно отталкивается от пирса разворачивает яхту рулем, идет на знак курсом галфвинд, при этом потравливает шкоты, приводится, огибает первый знак и идет на второй знак курсом бейдевинд, подбирая шкоты; пройдя между вторым знаком и пирсом, растравливает шкоты и подходит к причалу. Тренеру необходимо подсказывать, когда травить и подбирать гика-шкот, и страховать при подходе к пирсу. Перед выполнением повторить термины, показать на модели потравливание и подбирание паруса.
Упражнение 3
Цель: закрепить навыки выполнения поворота фордевинд, обучить ставить парус в правильное положение относительно ветра.
Методика: Новичок самостоятельно отходит от пирса, идет курсом полный бейдевинд до знака, огибает его, выполнив поворот фордевинд, и возвращается курсом бакштаг. Тренеру особое внимание следует уделить правильной установке паруса, для чего предварительно это демонстрируется на модели.
Упражнение 4
Цель: закрепить умение правильно ставить парус по отношению к ветру.
Методика: После отхода от пирса занимающийся курсом полный бейдевинд идет на знак № 1, затем идет курсом фордевинд на знак № 2 и огибает его, выполняя поворот фордевинд, после чего возвращается курсом галфвинд к пирсу. Тренеру рекомендуется подсказывать новичку, как именно поставить парус.
Упражнение 5
Цель: закрепить умение выполнять поворот оверштаг, дать начальное представление о хождении в лавировку.
Методика: Занимающийся курсами полный бейдевинд идет от знака к знаку, выполняя повороты оверштаг, и возвращается к пирсу.
Тренер должен обратить особое внимание на правильную постановку паруса и правильное положение яхтсмена в кокпите.
Упражнение 6
Цепь, закрепить умение ходить в лавировку.
Методика: Хождение курсом бейдевинд между знаками («змейкой»).
Упражнение 7
Цель: закрепить умение ходить в лавировку, научиться раскладке галсов и выходу на знак.
Методика: «Петля» между двумя знаками, установленными по пинии ветра. Особое внимание обратить на крутизну хода и точность выхода на знак. Необходимо объяснить занимающимся, по каким ориентирам рассчитывать выход на знак.
Упражнение 8
Цель: совершенствовать умение ходить лавировку, научить прохождению треугольной дистанции.
Методика: Прохождение дистанции по треугольнику, выставленному в гавани яхт-клуба. Особое внимание уделить правильной постановке парусов, правильному положению новичка в кокпите яхты, огибанию знаков.