Не имея почти никакого опыта строительства лодок и исходя из имеющихся материалов, я избрал способ постройки, на мой взгляд, самый простой: реечная обшивка вгладь на ламинированных шпангоутах. Чтобы избежать возможных ошибок при изготовлении шпангоутов, я выставил на стапель шаблоны шпангоутов, изготовленные из досок, уменьшив их обвод на толщину шпангоута плюс обшивка. Килевую балку и привальные брусья выклеил прямо по этим шаблонам, выставленным на стапеле, затем выклеил из тонких реек (25X8) и шпангоуты сечением 25X24 мм (шпация — 480 мм). После того как были поставлены на место форштевень, транец и швертовый колодец, не убирая шаблонов, обшил корпус сосновой рейкой сечением 20X8 мм и оклеил снаружи стеклотканью на эпоксидной смоле. Затем шаблоны легко удалил по одному.
Основные данные яхты «Морской кот» (по проекту)
Длина, м: | |
наибольшая | 5,5 |
по КВЛ | 4,8 |
Ширина, м: | |
наибольшая | 2,44 |
по КВЛ | 2,00 |
Осадка, м: | |
киль поднят | 0,54 |
киль опущен | 1,08 |
Водоизмещение, м: | |
порожнем | 600 |
полное | 900 |
Масса подъемного киля (свинец/чугун), кг | 230/160 |
Площадь парусов, м2: | |
грот | 9,7 |
генуя | 8,6 |
стаксель | 5,2 |
спинакер | 18,5 |
Корпус можно изготовить из стеклопластика (толщина 4—6 мм), из шпона (толщина не менее 6 мм) или трехслойной конструкции (наружный и внутренний слои — из шпона, между ними — рейки толщиной 7—8 мм). Можно обшить набор рейками (толщина не менее 13 мм) вгладь по шпангоутам. | |
Парусное вооружение — шлюп «3/4». | |
Применен подъемный киль-плавник с большим удлинением, обеспечивающий хорошие лавировочные качества. |
Преимущество этого метода, на мой взгляд, заключается еще и в том, что на этом же стапеле можно построить вторую лодку, если готовый корпус аккуратно снять со стапеля.
Палубу я изготовил из фанеры толщиной 10 мм, рубку и кокпит — из 4-миллиметровой фанеры. Все это оклеено одним слоем стеклоткани.
Планировку внутреннего помещения я существенно не менял. До шп. 5 спрямил диваны по обоим бортам, что дало довольно значительное увеличение площади пола в каюте. При этом минимальная ширина дивана (в ногах) по левому борту получилась равной 45 см, что вполне приемлемо. Вместо багажного ящика по правому борту сделал шкаф, развернув его переднюю стенку почти параллельно борту, так что шкаф не мешает при пользовании парусным рундуком в носовой части каюты.
Площадь стола я увеличил, сделав его крылья прямоугольными.
В кокпите от транца до шп. 10 сделал закрытый ахтерпик для хранения подвесного мотора и запаса бензина.
В остальном проект оставлен без изменений.
Парусное вооружение сборное: грот использован от швертбота «Летучий Голландец», стаксель — от катамарана «Торнадо», спинакер — от «Дракона».
Дельные вещи почти все пришлось изготовлять самому, так как достать их у нас практически невозможно.
Постройка яхты заняла 5 лет. Спуск на воду состоялся в августе 1990 г. Поплавать же пришлось всего полтора месяца — до начала ледообразования.
Яхта ходит круто к ветру, хорошо слушается руля, но на порывах сильно приводится к ветру. Я пробовал ходить с полной парусностью в ветер скоростью 12—14 м/с и при высоте волны не менее 1,5 м. Крен яхты не превышал 30°, а палуба всегда оставалась практически сухой. Правда, управлять яхтой было довольно тяжело.
Замерить скорость инструментально не удалось, но известное расстояние в ветер 4 балла на курсе галфвинд яхта прошла со средней скоростью около 5 уз. Справедливости ради замечу, что яхта не была загружена и я был один на борту. При загрузке ее скорость несколько снижается.
Я не знаю, есть ли самодельные яхты в других арктических поселках, расположенных на трассе Северного морского пути, или энтузиасты парусного туризма. Если есть, то очень хотелось бы наладить с ними связи (мой адрес: 663241, о. Диксон, Красноярский край, ул. Папанина, д. 5, кв. 8. Муравьеву Николаю Анатольевичу). На Диксоне моя яхта первая и пока единственная. Хотя местные судостроители-любители построили семь катеров типа «Бостонский китобой», моторные лодки типа «Руслан» с обводами «крыло чайки».
Немного о себе. На Диксоне я оказался 20 лет назад по распределению после окончания Ленинградского арктического училища. Работал на полярных станциях м. Стерлегова, о. Уединения, о. Визе, участвовал в 25-й советской антарктической экспедиции на станции Ленинградская, а с 1976 г. живу на Диксоне постоянно.
С парусом познакомился (точнее, заболел «парусной лихорадкой») в школьные годы в яхт-клубе в г. Заволжье под Нижним Новгородом; в училище ходил под парусами на ялах. Сейчас готовлюсь строить 10-метровую яхту типа «Ченс-32/28», чертежи которой были приведены в книге К. Рейнке «Постройка яхт». Корпус буду строить с диагональной трехслойной обшивкой из сосновых планок 120X7 мм по продольному набору; снаружи оклею его двумя слоями стеклоткани.