О многих разработках СКО «Океан» уже сообщалось в журнале. В частности, в «КиЯ» №142 было опубликовано рекламное сообщение о небольшой гребно-моторной лодке для автомобилистов. Заказчиком и спонсором проекта являлся Ленинградский Средне-Невский завод. Сотрудники редакции имели возможность ознакомиться с первым опытным образцом этой лодки, изготовленным в модельной мастерской института. Вот тогда-то и зародилась идея провести испытания новой картоп-лодки на «мерной миле» «КиЯ» и оценить, составит ли она конкуренцию выпускаемой серийно «Онеге-2»!
Конструкторы лодочки А. Даняев, Е. Васильев и Д. Васильев сразу предупредили: восторга не ждите, образец рабочий, впоследствии конструкция дорабатывалась. Но когда мы забирали «Океан-1» прямо со стенда выставки научно-технического творчества ЛКИ, то сразу же обнаружили первый плюс — малый вес корпуса (плюс немалый, так как лодку пришлось перебрасывать вдвоем через стеклянную перегородку двухметровой высоты).
Лодка уютно разместилась на верхнем багажнике «Запорожца ЗАЗ-968М» в нормальном положении — днищем вниз. Благодаря меньшей по сравнению с «Онегой-2» ширине корпус сел отформованными на бортах уступами на боковые части багажника, исключив тем самым возможность «барахтания» лодки с боку на бок. Операция крепления лодки к багажнику оказалась значительно проще, чем «Онеги-2» (см. «КиЯ» №84). В лодку на багажнике можно уложить мотор, бензобак, весла и необходимое снаряжение — с учетом того, что сама лодка весит около 20 кг. Оговоримся — речь идет о двухсильном «Салюте» или об антикварном «Прибое», так как эксплуатировать «Океан-1» с «Ветерком-8» небезопасно и практически невозможно. Однако нам пришлось испытывать лодку именно под «Ветерком-8» — другого мотора меньшей мощности под руками просто не оказалось. Пускаться в повторение нашего эксперимента на микромотолодке таких размеров не советуем. Так, один из испытателей, водномоторник с 15-летним стажем, признался, что второй раз с таким мотором он в лодку не сядет.
Основные данные сравниваемых двухместных лодок
«Океан-1» | «Онега-2» | |
Длина наибольшая, м | 2,43 | 2,87 |
Ширина наибольшая, м | 1,22 | 1,35 |
Высота борта на миделе, м | 0,43 | 0,50 |
Вес корпуса, кг | 35 | 67 |
Осадка при полном водоизмещении, м | 0,16 | 0,19 |
Допустимая мощность подвесного мотора | 5 | 2 |
День выдался ветреный, вырывающиеся из боковых переулков порывы ветра вызывали опасение за устойчивость нашего тандема «ЗАЗ» + «Океан» на дороге. «Запорожец», обладая малой массой, вообще не устойчив в движении при боковом ветре. Однако опасения оказались напрасными — машина на курсе шла достаточно устойчиво.
Спускаем «Океан» с полуметровой набережной (с такой же высоты приходится спускать и яхтенные тузики), вдвоем размещаемся в лодке, с трудом сохраняя равновесие. Первое впечатление — использовать «Океан» в качестве тузика на больших яхтах, где часто приходится преодолевать прибойную волну, невозможно. Правда, люди, которые длительное время пользуются малыми лодками, постепенно привыкают к их «характеру» и делают на воде то, что казалось сначала невозможным.
Остойчивость проверяем «рокировкой» — придержиавясь за планширь меняемся местами. Суденышко заплясало, но вынесло такое хулиганство. Было бы неоправданным требовать от столь маленькой лодки высокой остойчивости, однако конструкторы, применив санные обводы корпуса с выступами днища у скуп, обеспечили максимально возможную остойчивость при данных размерениях.
Благодаря подъему днища вверх у транца «Океан» удивительно легко идет под веслами. Мощный гребок одним веслом разворачивает лодку на 45 градусов. Штатные весла «Онеги-2» с пластмассовыми лопастями позволяют в одиночку развить скорость до 6 км/ч (человек шагом уже не успевает за лодкой, приходится переходить на бег). Поддерживать такую скорость длительное время тяжело, однако все зависит лишь от физической подготовки гребца, так как лодка не рыскает, не раскачивается и позволяет делать не короткие рывки веслами, а широкие «академические» гребки.
Возвращаясь к «Онеге-2», вспомним, что на ней не хватает длины весел для эффективной гребли — рукоятки весел не сходятся более чем на четверть метра. «Океан» уже «Онеги-2» и лишен этого недостатка. На съемных стеклопластиковых пайолах сделаны удобные упоры для ног гребца, чего нет на «Онеге-2». Для удобства гребли при плавании как в одиночку, так и вдвоем лодка снабжена двумя парами подуключин.
Для обеспечения необходимой жесткости корпуса средняя банка приформована к бортам. Прочность самой банки вызывала сомнения (на следующем образце «Океана» в конструкцию банки добавлен пенопластовый набор). Однако гребца весом 80 кг она выдержала, правда, с трудом.
При нагрузке два человека легкость хода на веслах практически не ухудшилась. Но справедливости ради надо отметить, что гребец, сидевший на носовой банке, был значительно легче пассажира, расположившегося на кормовой. В обратном варианте скорость падает не на много, однако появляется дифферент на нос и опасность заплескивания встречной волной.
Еще одно преимущество — съемная доска, которая укладывается на угловые сиденья у транца. Вспомним, что на первой модели «Онеги» пассажир мог устроиться только на сиденье у левого или правого борта, и гребцу приходилось откренивать лодку.
Освоившись, решаем поставить мотор. Находясь в лодке, навесить «Ветерок-8» на транец одному человеку невозможно — она просто зальется водой или даже перевернется через транец! Пришлось одному из нас сидеть в носу и откренивать, когда другой тщетно пытался навесить мотор на совершенно не приспособленный для этого транец. Мало того, что жесткость транца оказалась недостаточной, под-моторная доска была слишком узкой, пришлось подкладывать под струбцины дополнительный брусок. При включении переднего хода упором гребного винта транец сильно деформировало и неизвестно, через сколько ходовых часов в конструкции транца появились бы трещины. Но конструктор нас предупреждал, что на усовершенствованном «Океане-2» транец значительно усилен. Подкреплен, кстати сказать, и сам корпус. По днищу приформованы два дополнительных стрингера, увеличена толщина обшивки. Вес корпуса увеличился на 15 кг, поэтому основные данные приведены для усиленной модели.
Один из нас устраивается за румпелем другой остается на берегу. Резко даю «полный газ» — «Океан» делает небольшую «свечку», выходит на глиссирование и идет со скоростью 23—25 км/ч. Приходится переместиться на среднюю банку, перенести бензобак в самый нос. Управлять мотором неудобно, напрашивается удлинитель румпеля. Разворачиваюсь, скидываю газ до самого малого. Радиус циркуляции — 1,5—2 длины корпуса.
Тихая Мойка становится похожей на взволнованное озеро — между гранитными берегами шлепают разведенные лодкой беспорядочные волны. Опять даю полный газ. Пустой нос лодки сильно бросает из стороны в сторону; хотя забрызгивает не сильно, дальнейшее движение все же становится небезопасным. К тому же кормовой «петух» запивает нижнюю свечу. Сбрасываю газ примерно до 5 л. с. Неприятные ощущения исчезают. «Океан» по-прежнему глиссирует. Двигаться дальше можно. Однако новичку лучше повесить на транец «Салют», и тогда плавание (по небольшой волне) перестанет быть акробатическим трюком.
На втором развороте сбрасываю газ, но не до конца. Лодочка разворачивается на «пятке», однако при этом приходится откренивать телом. Ситуация, близкая к аварийной. Так лучше не шутить. Об этом же мне пытаются кричать и товарищи на берегу. Слов не слышно но по жестам все понятно.
Приняв на борт пассажирку, усаживаем ее на носовую банку. Сам сажусь на кормовую. Даю полный газ. Лодка резко задирает нос. Где то надо мной, отчаянно вцепившись руками в планширь, висит наша пассажирка. В ее глазах — мольба прекратить дальнейшие испытания. Сбрасываю газ и возвращаю девушку с метровой высоты обратно на уровень воды.
Исправляю свою ошибку — сажусь на среднюю банку. Пассажирка остается на носовой. Правда, она все больше двигается на самый краешек банки, подальше от носа, откуда летит пелена брызг.
Опять даю ход. Другое дело — корпус практически без дифферент идет в переходном режиме со скоростью 15—17 км/ч. Снова настраиваю «Ветерок» под «Прибой» Скорость падает до 10—12 км/ч. Конечно, эти цифры приблизительные, однако они дают представление о ходкости «Океана» под моторами разной мощности. Пытаюсь экспериментировать еще, однако пассажирка прекращает испытания — вся спина у нее мокрая. Это «болезнь» большинства микромотолодок не имеющих носовой палубы. Здесь, конечно, нужен носовой легкосъемный козырек.
Подняв лодку на берег и отметив при этом удобную носовую ручку, отформованную вместе с обшивкой (кстати, ее не грех бы защитить по периметру резиновым профилем — один из нас порезал руку), мы внимательно, теперь уже не торопясь, осматриваем конструкцию лодки.
Применена «полуторная» конструкция корпуса, состоящая из собственно секции корпуса и секции внутренней обстройки, образующей банки, воздушные ящики, планширь. Вот в чем секрет малого веса «Океана» по сравнению с «Онегой-2» (имеющей двойной корпус!).
Непотопляемость лодки обеспечивается воздушными ящиками (банками). Заметим, что критической является герметичность приформовки воздушных емкостей к основному корпусу, которая, как показывает опыт, с течением времени нарушается. Поэтому желательно было бы предусмотреть хотя бы минимальный запас плавучести в виде пенопластовых плит, закрепленных внутри воздушных ящиков.
Одному из нас, страстному рыболову, не очень-то понравились слани, состоящие из четырех частей. Они гремят и, по его словам, будут отпугивать рыбу в радиусе 100 м.
Подытоживая первые впечатления от наших непродолжительных испытаний, можно сказать, что конструкторы ЯКИ создали легкую, с удачной конструкцией корпуса картоп-лодку. После некоторой доработки ее можно рекомендовать рыбакам в качестве гребной лодочки, особенно тем, кому приходится снимать и ставить лодку на верхний багажник автомобиля одному или с помощью подростка 12—15 лет. Для автотуристов привлекательной будет возможность взять на багажник, уложив прямо в лодку, еще 20—30 кг груза. «Океан» может эксплуатироваться и как палубная лодка (тузик) для большой яхты. По спокойной воде на берег можно переправить два человека плюс 50 кг груза.
При установке подвесного мотора неопытным людям лучше ограничиться двухсильным «Салютом». Люди с избыточным весом будут чувствовать себя в этой лодке неуютно, так как «Океан» имеет ограниченную остойчивость. И уж совсем непригодна столь маленькая лодка для сколь-нибудь длительных переходов под мотором с полной нагрузкой, если на акватории даже незначительное волнение.
Заменит ли «Океан» «Онегу-2»? Еще при первом знакомстве с картоп-лодкой «Океан» сразу была видна ее «онежская» направленность; те же хорошо себя зарекомендовавшие двухкилевые санные обводы, большая полнота ватерлинии, удачная комбинация сферических поверхностей корпуса, позволяющих обеспечить необходимую жесткость корпуса при толщине стеклопластиковой обшивки 2,0—2,5 мм.
Отличие же заключалось в полуторакорпусной конструкции, а главное — в меньших размерениях. «Океан» короче «Онеги-2» на 440 мм и уже на 130 мм. Уменьшение размеров в первую очередь и изменило «характер» лодочки, в чем мы убедились на нашей «мерной миле».
При проектировании таких малюток выбор главных размерений оказывается определяющим как ни в одном другом случае. Напомним, что начальная остойчивость лодки прямо пропорциональна кубу ширины (поперечная) или кубу длины (продольная). Если увеличить ширину или длину всего на 10%, то соответственно поперечная или продольная метацентрическая высота повышается на 30% первоначальной величины. Если же речь идет о динамической отстойчивости, то восстанавливающий момент увеличивается в этом случае вдвое быстрее и его прирост составляет 2/3 первоначальной величины.
Другими словами, безопасность плавания на микролодках в большой степени зависит от размеров лодки.
А если говорить о третьем измерении — высоте борта, то сравнение с «Онегой» тоже не в пользу «Океана». Борт на «Океане» на 7 см ниже. А ведь при уменьшении длины и ширины лодки, рассчитанной на определенную нагрузку, высота должна становиться относительно больше. Ведь площадь ватерлинии уменьшается, соответственно возрастает осадка и уменьшается высота надводного борта.
Когда можно сознательно идти на уменьшение габаритов! Во-первых, при ограничениях, диктуемых условиями перевозки и хранения. На отечественных легковых автомобилях по условиям обеспечения обзорности можно перевозить картоп-лодки килем вниз (как и при наших испытаниях) длиной до 3 м. Ширина практически не ограничивается, так как ширина автомобиля (1,6 м «Жигулей») всегда больше, чем у обычной трехметровой лодки.
Хранить в современной городской квартире лодку длиной 2,5 или 2,8 м одинаково невозможно. В условиях же гаража эта разница практически не ощутима.
Во-вторых, вес картоп-лодки находится в прямой зависимости от ее габаритов. Это, пожалуй, главное соображение: именно к всемерному снижению веса лодки и стремились конструкторы (предельная нагрузка на крышу автомобиля, тех же «Жигулей», — это 50 кг). Лодка «Океан» имеет по этому показателю большой запас.
Можно сказать, что важно еще уменьшить вес лодки для облегчения ее погрузки на верхний багажник и переноски к месту плавания. На наш взгляд, многие конструкторы исходят при этом из чисто умозрительных заключений. Они ориентируются чаще всего на вес складных, разборных и надувных лодочек, забывая, что их в основном несут к месту плавания, а не переносят. Естественно, пронести по лесу 2—3 км «Мапютку-3» весом 23 кг в заплечном мешке намного труднее, чем поднести от машины к воде ту же «Онегу-2». Силами же одного человека нести неразборную, пусть и относительно легкую лодку, так же как снимать ее с багажника (всегда есть опасение повредить машину!) все равно трудно и неудобно. И по опыту эта операция всегда проводится вдвоем.
В такой ситуации лучшими помощниками оказываются удобные ручки для переноски и широкий, хорошо защищенный от возможных травм пальцев планширь. Их роль особенно важна при переноске в нынешних условиях, когда ко многим водоемам из-за экологических соображений подъезд на автомобилях запрещен.
И, пожалуй, последнее, на чем могут сказываться габариты картоп-лодки. Это на ее стоимости. В нашем конкретном случае «Онега-2» без парусного вооружения стоит 270 руб. По подсчетам конструкторов, «Океан» заводу, взявшемуся за его изготовление, может стоить 200 руб. Но, как правило, цена изделия, с которой предприятие выходит в соответствующие инстанции на утверждение, повышается еще на 15—20%. Таким образом, практически получаются те же деньги.
Подытоживая, можно сказать, что уменьшая габариты «Океана» по сравнению с «Онегой», его создатели больше потеряли, чем приобрели. Главное, снижается безопасность, сознательно сужается круг возможных владельцев будущей лодки. Ведь ее можно рекомендовать только опытным людям — рыбакам и яхтсменам, умеющим вести себя на воде в любых обстоятельствах.
Желая еще раз убедиться в правильности первых ощущений, мы сразу же после испытаний картоп-лодки «Океан» сделали контрольный выход на «Онеге-2». И главное впечатление от него — это несравненно большая надежность и безопасность при плавании как на веслах, так и под мотором. С двумя рыболовами на борту ни в одной ситуации не возникает опасного крена или дифферента. В легкий ветер можно выходить на открытый плес без опасения вымокнуть. Полноразмерная внутренняя секция, деревянные банки создают более комфортные условия плавания. Ну и, конечно, более качественная отделка корпуса, глянцевые поверхности бортов делают «Онегу-2» более нарядной и привлекательной.
Словом, наши симпатии остались на стороне старой «Онеги-2», хотя, как мы писали в «КиЯ» №132, она и имеет ряд слабых сторон. А от «Океана», по нашему мнению, конструкторам «Онеги» стоило бы заимствовать удобные ручки для переноски, двойной уступ наружной обшивки на бортах и вторую пару подуключин.
Комментарий конструкторов «Океана»
Мы благодарны сотрудникам редакции журнала за всестороннюю и грамотную экспертизу опытного образца, позволившую выявить все слабые стороны проекта, а также обнаружить достоинства, неожиданные для конструкторов.
Ухудшение эксплуатационных качеств — естественная плата за выход из области оптимальных проектных решений, изначально узкой для транспортабельных многоцелевых лодок, подобных нашей. В данном случае в активное противоречие вступили малые размерения лодки с типом выбранного материала — полиэфирным стеклопластиком, имеющим при хороших декоративных и технологических свойствах неприемлемую для миниатюрных лодок удельную прочность. Построенные по принципу «минимальных толщин», эти лодки получаются излишне тяжелыми, и усилия по их облегчению сводят на нет полезный эффект новшеств, закладываемых в конструкцию. Этой участи не избежала «Онега», не избежит и «Океан».
В странах с высокой культурой малотоннажного судостроения мелкие лодки выпускаются массовыми сериями, и у покупателей не вызывает нареканий уровень их безопасности. Как показали испытания, проведенные ранее в объеме требований ГОСТа, и наша лодка соответствует нормам безопасности и по остойчивости, и по непотопляемости. Следовательно, малые размерения только ограничат область возможного использования лодки, а вот потребительские свойства при прочих равных условиях с уменьшением размеров будут ухудшаться.
Путь выхода известен: использование новых, более легких материалов с хорошими декоративными свойствами, не препятствующих автоматизации производства. В зарубежной практике широкое распространение получили термопласты типа полиэтилена или АБС-пластика, применение которых гарантирует изделию прекрасный внешний вид, малую массу, и дешевизну в производстве, а конструктору — большую свободу в выборе решений.
Так что, по нашему мнению, «Онегу» заменит не «Океан», а лодка из термопластика (типа забытого «Дельфина»), на разработку которой так же, как и на выпуск доработанного варианта «Океана», мы готовы заключать договоры с заинтересованными организациями.
Конструкторы выражают благодарность коллективу модельного участка ЛКИ, где были изготовлены опытные образцы и оснастка для выпуска лодки, и лично строителю — модельщику О. Бурыгину.