В №115 «КиЯ» была опубликована статья О. Ярчевского «Нужен ли спидометр?» Я вполне разделяю точку зрения автора, что спидометр необходим, однако позволю себе кое в чем с ним не согласиться. Например, с рекомендацией сделать датчик из бронзы. Ведь дюралюминий, из которого изготовлено подавляющее большинство корпусов современных мотолодок, и бронза имеют разные электрохимические потенциалы, и место крепления датчика, которое постоянно смачивается водой, станет очагом развития контактной коррозии. Поэтому датчик спидометра (мне, правда, кажется более правильным называть его «приемником гидродинамического давления» — ПГД) мной был изготовлен из алюминиевого сплава.
О. Ярчевский установил датчик на борту катера, в 5 см выше днища. Но, как говорится, рука не поднимаете сверлить борт или днище собственной лодки. Я закрепил ПГД на левом скуловом брызгоотбойнике своего «Прогресса-4». Для этого достаточно высверлить две ближайшие и транцу заклепки. По этим отверстиям размечаются отверстия на корпусе ПГД, в которых нарезается резьба М4 под алюминиевый винт крепления с потайной головкой и М8 — под штуцер соединительной трубки. Наружный диаметр этой трубки должен быть не более 9 мм, так как ее нужно пропустить через сливное отверстие в транце лодки.
При монтаже резьбу штуцера нужно смазать клеем БФ-2 или эпоксидным, поверх клея для лучшего уплотнения намотать несколько витков тонкой капроновой нитки, после чего ввернуть штуцер «намертво» в корпус ПГД. При этом нужно следить, чтобы излишки клея не попали внутрь ПГД или штуцера. На выступающую часть резьбы штуцера наворачивают и плотно затягивают алюминиевую гайку.
Соединительная трубка пропускается через шпигат в транце и далее приводится вдоль левого борта внутри лодки до прибор индикатора. В любом доступном месте трубки желательно предусмотреть герметичное легкоразъемное соединение для того, чтобы можно было снимать индикатор, не нарушая герметичности (основное условие работоспособности) соединений на штуцерах ПГД и индикатора. Разъем необходим и для очистки отверстия в ПГД в случае его засорения травой или илом, а также для продувки водяных пробок, которые со временем могут образоваться в трубке.
В качестве индикатора я использовал отслуживший свой срок авиационный указатель скорости, который, по сути, является манометром низкого давления. Важно, чтобы шкала прибора была рассчитана на скорость не менее чем 700 км/ч. Трубку следует подсоединять и штуцеру прибора, обозначенному буквой «Д» (динамика). Второй штуцер, обозначенный буквой «С» (статика) обязательно должен быть открыт, не заглушен. Диаметр штуцеров 7 мм.
Так как указатель скорости по своим габаритам на приборном щитке мотолодки не помещается, я его закрепил на специальном кронштейне на декоративном пластмассовом кожухе рулевой колонки.
Саму шкалу указателя скорости я не снимал и не тарировал на мерной линии, таи как после нескольких выездов привык к показаниям прибора. Например, при выходе с одним пассажиром, без груза и под хорошим «Вихрем-М» прибор показывает скорость 550 км/ч или 55 км/ч с учетом кратности показаний. Скорость по прибору получается завышенной, но практического значения это не имеет. В рейсе главное иметь точку отсчета, чтобы объективно ориентироваться по ней — больше или меньше стала скорость и на сколько. Но если все же кто то из читателей захочет шкалу переделать, привожу (только для ориентировки) таблицу перевода скорости (по шкале указателя скорости) в соответствующее ей давление (в мм рт. ст. и в граммах на см2). В этом случае советую аккуратно снять шкалу с прибора, перерисовать ее на бумагу (в натуральную величину), зачистить мелкой наждачной бумагой и отполировать. Затем нужно начертить на бумаге (а натуральную величину) шкалу прибора и нанести новые деления, соответствующие скорости мотолодки. Желательно уточнить эти значения на мерном участке, используя секундомер. По этому чертежу в любой граверной мастерской вам выгравируют новую оцифровку шкалы. Разметку нужно заполнить черным паком, заполировать и поставить шкалу на место.
Пользуясь случаем, хочу сделать небольшую поправку. В «КиЯ» №115 формула для давления приведена с ошибкой и, кроме того, непонятно, в каких единицах измерения необходимо брать скорость лодки V. А в «КиЯ» №36 эта же формула приведена верно (Р=0,0051V2, атм) и указано, что скорость судна нужно брать в м/с. Все ясно и не возникает никаких вопросов.