Среди причин аварии малых судов заметное место занимает остановка двигателя из-за наматывания на гребной винт обрывков троса, пленки, рваных сетей, водорослей и т. д. и т. п.
Обезопасить себя от встречи с подобными «препятствиями» очень трудно. Конечно, прежде всего надо всегда смотреть в оба! Не стоит принимать это как шутку. Ведь вообще чаще всего о присутствии в воде чего-то, с чем лучше не сталкиваться, узнаешь лишь после «встречи» со всеми вытекающими последствиями.
Беда в том, что представляющие опасность плавающие в воде предметы, как правило, полузатоплены и видны плохо, особенно при волнении. Тем более, что даже самый опытный вахтенный обычно сосредотачивает свое внимание на средней дистанции или на горизонте.
Однако наблюдение наблюдением, а лучше всего встречать неприятности во всеоружии.
Американские фирмы для защиты винта от попадания на него водорослей и тросов выпускают простое, но достаточно эффективное ножевое устройство, которое ставится на гребной вал перед винтом. Благодаря удачно подобранному сочетанию подвижных, вращающихся вместе с валом, и неподвижных, прикрепленных к кронштейну гребного вала, лезвий устройство перерезает все, что под него попадается.
Если есть возможность, стоит натянуть стальной тросик между килем и скегом руля. Это позволит до определенной степени защитить гребной винт яхты от наматывания водорослей и т. п.