Меня волнует проблема скорости, а значит, и обтекаемости подводного аппарата. Предлагаю решение, взятое из авиации и автомобилестроения: обтекающий поток разделяется на две части, одна из которых принудительно нагнетается впереди корпуса, в результате чего трение потока о корпус заменяется трением между двумя потоками, которое будет на один-два порядка меньше. Образуется нечто вроде «воздушной гусеницы», вращая которую, аппарат свободно движется навстречу потоку.
Конструкция может быть выполнена в виде обычного водомета, установленного в кормовой части аппарата. Часть потока, идущего через трубу, отводится с помощью заслонки в патрубок и нагнетается в сторону носа аппарата. Здесь через щели или сопла вода выдавливается вдоль корпуса по всему фронту встречного потока, прижимается им к корпусу и вновь попадает в водомет.
Рассуждения тов. И. Ветрова о снижении сопротивления трения жидкости о корпус судна при наличии «водяной гусеницы» при подаче части жидкости, ускоренной водометом, вдоль обшивки корпуса, к сожалению, неверны.
Дело в том, что сила сопротивления трения, возникающая между подаваемой и окружающей жидкостью, действительно может оказаться меньше, однако к этой силе надо прибавить силу трения, возникающую между подаваемой жидкостью и твердой поверхностью корпуса судна. При этом весь ожидаемый выигрыш по сопротивлению пропадает. Если, кроме того, учесть неизбежные потери энергии, сопровождающие подачу жидкости по трубопроводу в носовые сопла, то ошибочность идеи автора становится очевидной.
Интересно отметить, что если трение подаваемой жидкости с обшивкой корпуса устранить, что, в принципе, возможно путем создания искусственной каверны соответствующих размеров, то положительный эффект от подачи жидкости вперед может быть получен. Такую идею опубликовал в 1976 г. академик Л. И. Седов (см. Седов Л. И. Размышление о науке и об ученых. М.: Наука, 1976, с. 311, 325).