Я купил гребной винт «Енисей» — двухлопастной, с изменяемым шагом. Меня интересует, увеличится ли скорость движения катера («Прогресс-4» с рубкой, двигатель — «Вихрь-30»), если к этому винту добавить еще две лопасти?
Эффективность гребного винта и, следовательно, скорость лодки не находятся в прямой зависимости от числа лопастей. При проектировании винта стараются обойтись минимальным числом лопастей, каждая из которых имеет минимальную поверхность. В этом случае уменьшаются потери мощности двигателя на трение лопастей о воду, а также вредное взаимное влияние лопастей, снижающее КПД движителя. Поэтому на большинстве гоночных катеров винты 2-лопастные.
Однако ряд обстоятельств заставляет увеличивать число лопастей до трех и, в редких случаях, — до пяти.
Прежде сего это опасность возникновения кавитации — образования в воде полости на стороне разрежения лопасти; при этом КПД и упор винта резко падают. Чем выше гидродинамическое давление на лопасти, которое зависит от упора винта, площади лопасти и квадрата скорости обтекания ее водой (т. е. — частоты вращения и диаметра винта), тем раньше возникает кавитация. Поэтому площадь лопастей винта приходится увеличивать, делать их более тонкими. Часто конструктору широколопастного винта с тонким корневым сечением лопасти, в котором действуют наибольшие напряжения, не удается обеспечить прочность в случае, если будут только две лопасти. Действующую на них нагрузку приходится делить между тремя-пятью лопастями.
Если резервы повышения скорости лодки путем подбора шага винта «Енисей» соответственно нагрузке исчерпаны, лучше изготовить сменные трех лопастные гребные винты фиксированного шага для характерных случаев нагрузки — например с одним человеком и с полной нагрузкой. Геометрическая форма лопастей таких винтов будет более правильная, чем у «Енисея», настроенного на тайне же значения шага, и за счет этого можно получить заметный прирост скорости. Для плавания «налегке» подойдет винт с шагом 300 мм; с полной нагрузкой — 260 мм.