Несущие элементы закреплены на стойках в два яруса; верхние (подкрылки) служат для облегчения выхода лодки на крылья. В крыльевом режиме работают только нижние элементы.
На случай наезда на плавающий предмет и водоросли крылья и подкрылки должны иметь заостренную форму; стойке также лучше придать «рикошетный» изогнутый профиль. Стойки можно закрепить к корпусу на резиновых амортизаторах.
Из рисунка ясна схема откидывания крыльев. Размеры подкрылков и основных крыльев — 250X300 мм.
Толщину, профиль крыльев и стоек можно рассчитать, пользуясь публикациями в предыдущих номерах «КиЯ».
Конструкция разрезных подводных крыльев, предлагаемая Г. Чухланцевым, не является технической новинкой, хотя аналогичные крыльевые схемы в отечественном судостроении применяются редко. Например, Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова освоил производство разрезных крыльев для мотолодки «Обь» — уже в текущем году они поступят в торговую сеть.
Помимо эксплуатационных достоинств (откинув крылья, можно подходить к необорудованному берегу), предлагаемая схема имеет еще одно преимущество. В обычной крыльевой схеме кормовое крыло движется в потоке, возмущенном носовым крылом. Зачастую результат взаимодействия крыльев оказывается неблагоприятным, особенно при неправильно спроектированных крыльях. Разрезные крылья свободны от этого нежелательного эффекта, однако в предлагаемой схеме отрицательное влияние носового крыла на кормовое все же возможно, так как они находятся на одной оси (друг за другом). Такие разрезные крылья с дополнительными элементами и изогнутыми стойками создают сложную систему волн^ учесть которую при проектировании в «домашних» условиях затруднительно.
И вообще, спроектировать разрезные крылья не так просто, как представляет себе Г. Чухланцев. Прежде всего нельзя брать размеры несущих элементов, что называется «с потолка». Это расчетная величина, которая зависит от нагрузки, приходящейся на крыло, скорости движения (она в свою очередь зависит от мощности двигателя и полного веса лодки с пассажирами), гидродинамических характеристик подводного крыла. Заметим, что короткое разрезное крыло малого удлинения (отношение размаха крыла к хорде профиля) имеет более низкое гидродинамическое качество, чем крыло сплошное — на всю ширину корпуса лодки. Поэтому для достижения расчетной скорости лодки с разрезными крыльями потребуется двигатель несколько большей мощности. Либо придется увеличить площадь крыла, использовав принцип «этажерки», или же размах несущих элементов.
Площадь крыльев, предлагаемых Чухланцевым, явно недостаточна. Для мотолодки с размерениями «Прогресса» суммарная площадь крыльев должна составить 0,32—0,37 м2.
Конструктор должен учесть расположение центра тяжести лодки по длине, с тем чтобы обеспечивалось устойчивое движение лодки в крыльевом режиме при положительных углах атаки носовых и кормовых крыльев. Нужно позаботиться и о том, чтобы при поворотах и крене не происходило срыва с крыльевого режима, а лодка смогла бы эксплуатироваться на волнении, которое может встретиться на данной акватории. Наконец, не простои вопрос — обеспечение необходимой прочности и жесткости консольно закрепленных несущих элементов, стоек и их шарнирных креплений к бортам лодки.
Заинтересовавшимся конструкцией и применением разрезных подводных крыльев на малых судах можно рекомендовать ознакомиться со статьями опубликованными в «КиЯ»:
- №3 — Э. Афрамеев, В. Вейнберг, «Проектирование и расчет подводных крыльев»;
- №34 — И. Баскаков, Б. Таничев, «Подводные крылья для мореходных катеров»;
- №46 — Е. Николаев, А. Шалларь, «СПК вчера и сегодня»;
- №50 — Л. Хейфец, «Катер на одном крыле»;
- №128 — Д. Мисарян, «На подводных крыльях — «Амур-М» и др.