Анализ лавировочных качеств
На основании значений сегментов a, b и c, измеренных методом экспресс-анализа (№143), строим графики. Для оценки работы задней шкаторины в точках деления отрезка C1C строится график c (рис. 1, а). Для оценки работы передней части паруса вычисляем di=bi+ai/2 и откладываем значения di на графике d в точках отрезка А1А (рис. 1, б).
В качестве примера проанализируем график d. Через несмежные точки графика проведем прямые и изучим положения промежуточных точек. Точка d2, например, расположена выше прямой, проведенной черед d1 и d3 — это норма. А вот d5 оказалась ниже прямой, проведенной через d4 и d6 — это свидетельствует о дефекте, от точки d5 на парусе идет складка. Если такое явление мы обнаружим на графике с, то, значит, задняя шкаторина будет бить на ветру.
Если стрелка f1 значительно превышает остальные стрелки fi, то здесь задняя шкаторина сильно закрыта.
Метод сравнения для нахождения величин закладок
Обозначим сегменты хорошего паруса-образца a0, b0, c0. В качестве примера рассмотрим, как привести сегмент c к значениям c0:
- 1) в масштабе вычерчиваем график c0, согласно значениям c0 (рис. 2, а);
- 2) в том же масштабе чертим на кальке часть паруса от сегмента c до задней шкаторины с указанием швов (рис. 2, б);
- 3) методом наложения сравниваем сегменты c и c0. Если они существенно разнятся, то в соответствующих местах по линиям швов на кальке делаем разрезы (рис. 2, в) и ломаную с вписываем в график c0 так, чтобы точки Оi оставались на месте;
- 4) измеряем величины иахлестов или расхождений кальки, умножаем на два и с учетом масштаба переносим на парус — это и есть необходимые величины закладок.
Для нахождения величин закладок от передней шкаторины строим графики сегментов b и b0 и при наличии существенных различий действуем по пунктам 1, 2, 3 и 4. Если сегменты b и b0 разнятся незначительно, то вычисляем в каждом i-м сечении разность Δdi=di0—di, а затем устраняем ее за счет введения поправки ai= 2Δi, вдоль передней шкаторины, где di= bi+ai/2.
Метод сравнения на плазе
1. Складываем парус, как описано в №143, и сравниваем измеренные сегменты a, b и c с a0, b0, c0. В качестве примера рассмотрим сегмент с (рис. 3, а).
2. Чертим на плазе вдоль сегмента с сложенного паруса кривую c0, ординаты которой ci0. Вычисляем разность ci0—c0, и распариваем швы, где эта разность достигает наибольших значений (рис. 3, б).
3. Сдвигая полотнища в распоротых швах, выставляем кромку сегмента c по кривой c0. Карандашом отмечаем величины сдвига полотнищ — это и есть необходимые закладки. При сдвиге полотнищ шилья в точках С и А убираются.
Устранение диагональных складок
Их причинами могут быть несоответствие между сегментами a и b (особенно у дакроновых парусов, где они образуются при настройке на средний и сильный ветер), отсутствие связи между прогибами мачты и покроем паруса, неправильно пришитый мачт-карман.
По первому пункту надо сравнить сегменты a и b с a0 и b0 в различных сечениях. Обратите внимание на посадку паруса по ликтросу и на ткань. Лавсан, например, позволяет шире варьировать значения сегментов a и b; жесткая, малорастяжимая ткань — дакрон — требует большей точности.
Когда парус не соответствует мачте, многие яхтсмены прямо на рангоуте закрененного швертбота дают равномерный припуск ткани в местах образования складок от передней шкаторины. Полнота паруса при этом увеличивается, что нежелательно. Этот дефект устраняется забором ткани по передней шкаторине выше складок и немного ниже их (рис. 4).
Перешивание мачт-кармана производится следующим образом.
- 1. Измеряем ординаты прогибов мачты ei, при настройке вооружения на сильный ветер.
- 2. Мелом вычерчиваем на плазе кривую с ординатами в точках ei.
- 3. Мачт-карман раскладываем на плазе вдоль этой кривой и прикалываем шильями к полу (рис. 5).
- 4. Подкладываем переднюю шкаторину паруса к мачт-карману снизу и прикалываем шильями. Делаем карандашом отметки в местах стыковки паруса с карманом.
- 5. Строго по этим отметкам пришиваем мачт-карман к парусу. Имейте в виду, что серийный мачт-карман может оказаться короче передней шкаторины и его придется дошивать.
Описанные способы многократно и успешно применялись для исправления парусов крейсерских яхт и гоночных лодок олимпийских и юношеских классов. Принципиальной разницы между методами исправления грота, стакселя и спинакера нет.
Г. Дроботковский, тренер по парусному спорту, Ростов-на-Дону.