Во время постройки я сделал некоторые отступления от оригинала: глубококилеватый корпус (21° на транце) опирается на дельтавидную плоскую лыжу; длина ее 2 м, ширина основания треугольника у транца — 0,5 м.
Основные данные мотолодки «Радуга»
(по первоначальному проекту)
Длина корпуса наибольшая, м | 4,60 |
Ширина наибольшая, м | 1,77 |
Высота борта, м | 0,70 |
Вес корпуса (без ПМ), кг | 200 |
Водоизмещение полное, кг | 850 |
Скорость максимальная с 2 чел. на борту, км/ч | 50 |
Шпация | 530 мм |
между шп. 0 и 1 | 740 мм |
Для укрытия от непогоды соорудил рубку-убежище длиной 2 м минимальной высоты (сидеть на диванах можно только у входа). Стенки рубки и комингсы кокпита сделаны двойными с заполнением пенопластом. Подволок оклеен поролоном и обтянут тканью. Все это создает определенный комфорт — в каюте тепло, стенки не отпотевают. Под койками много места для снаряжения, по бортам — шкафчики для мелких вещей. Освещается рубка днем через светлый люк и два иллюминатора. Люк открывается и имеет уплотнение из пористой резины по комингсу.
Кокпит самоотливной конструкции; его осушительные шпигаты выведены через транец. Под кокпитом расположены два бензобака по 60 л каждый. Попасть к ним можно через люк на дне кокпита, снабженный винтовыми задрайками.
Корпус массой около 200 кг имеет стеклопластиковую обшивку на деревянном наборе. Постройка велась по технологии Л. Нефедова (см. «КиЯ» №122), но с некоторыми изменениями в процессе изготовления листов пластика. Я делал листы в простейшем винтовом прессе; две плиты размером 1,5Х1 м стягивались планками с болтами. Для получения идеально ровной поверхности плиты были обтянуты полиэтиленовой пленкой. Из трех слоев стеклоткани выклеивался лист пластика толщиной 1 мм. Из этих листов набиралась нужная толщина наружной обшивки — от 3 до 5 мм.
Набор корпуса нарезан из сосны. Листы пластика я приклеивал к набору эпоксидной смолой и запрессовывал латунными гвоздями Затем все неровности сглаживались эпоксидной шпаклевкой.
На мотолодке установлены два мотора «Вихрь-30». Максимальная скорость с винтами шагом 350 мм составила 55 км/ч.
Первый год я совершал лишь небольшие воскресные походы за 60—100 км, присматривался к своему судну. По-настоящему его испытал в прошлом году в походе по маршруту Северодвинск — Соловецкие острова — Кемь — Северодвинск.
Мотолодка отошла от причала загруженной до предела: экипаж (три человека) со всем снаряжением, продукты, запчасти, инструмент, около 300 л топлива. В белую июньскую ночь на море небольшая волна, но она не мешает поддерживать скорость 40 км/ч.
Проходим Унскую губу и вот, через несколько ходовых часов, впереди показывается остров Жижгин. Небольшая проверка «Вихрей» — и снова в путь. Держим на виднеющийся вдали остров Анзерский, а затем и на Соловецкий. Швартуемся около Кремля.
Целый день провели на острове. Совершили экскурсию в Кремль, походили по озерам и каналам. Первая неприятность — заправиться здесь невозможно, бензин еще не завезли. Выходим с Соловков на Кемь и держим курс на маяк острова Ромбак. В Кеми с бензином тоже трудно, но все же удается приобрести 120 л.
После трехдневного отдыха в Кеми направляемся к островам Кузова. Погода резко ухудшается. Едва виднеющиеся по курсу острова 6ыстро затягиваются грозовыми тучами. Ветер свежеет, кругом белые гребни. Вдруг левый «Вихрь» мощным ударом забрасывает в катер. Жму на кнопку «стоп» — и к моторам Дело серьезное: ударом о подводную скалу разбило дейдвуд. Редуктор, к счастью, цел — висит на тяге реверса. Снимаем сломанный мотор, второй устанавливаем по центру и меняем винт на грузовой с шагом 240 мм, но вывести перегруженную лодку на глиссирование не удается
Погода продолжает ухудшаться, идти по намеченному курсу невозможно, поворачиваем по ветру. Прячась за островами, добираемся к утру до деревни Летняя Зол от и ца. У местных жителей, к счастью, удается купить и дейдвуд, и бензин. Уже снова на двух моторах поворачиваем в обратный путь. И опять портится погода, ветер поднимает 3-метровую волну» Приставать к берегу — значит, ждать, может быть, несколько дней, пока не стихнет, отойти же от берега в сильный накат очень трудно. Поэтому — только вперед1 «Радуга» наша на попутной волне ведет себя уверенно, носом не зарывается, тримаранные обводы делают свое дело.
Этот поход запомнился нам надолго, мы были довольны, что и сами, и катер выдержали трудный экзамен.
В сентябре того же года при переходе вдоль морского побережья к деревне Сюзьма мы снова попали в шторм. Проскочили заход в реку, и пришлось возвращаться вдоль берега назад в полосе прибоя. Это было самое настоящее испытание судна. Огромные валы клали катер на борт по самую рубку, кокпит был полон воды, потому что шпигаты не успевали справляться. Но опять катер не подвел, все закончилось благополучно.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что моторную лодку, построенную по проекту «Радуги-46», можно эксплуатировать в прибрежной зоне морей, но при этом, естественно, надо принимать все меры предосторожности: катер должен быть непотопляемым; моторы необходимо герметизировать, так как длина дейдвуда очень мала; обязательно нужен хороший компас, настоящие морские карты; желательно иметь на борту эхолот.
О. Шелков г. Северодвинск
Проекты хорошо известного читателям ленинградского конструктора Ю. А. 3имина пользуются у судостроителей-любителей заслуженной популярностью. Его «Радуги» легко узнаются изящностью и законченностью линий, кто бы ни брался за их постройку.
Как правило, для получения ожидаемо о результата от строителя «Радуги» требуется лишь скрупулезное следование приводимым чертежам. И очень редко бывает так, что построенное судно чем-то разочаровывает своего капитана. И все же иногда хочется испытать и собственные силы. Наш северодвинский читатель О. Шелков пошел именно таким путем. Взяв за основу проект открытой скоростной мотолодки «Радуга-46», он несколько видоизменил его для дальних путешествий с той же высокой скоростью по большой воде Севера.
Мы пригласили в редакцию Ю. А. Зимина и попросили его ознакомиться с получившейся «морской» модификацией «Радуги-46». Он считает работу О. Шелкова удачной. Потеря гидродинамического качества килеватого и тяжелонагруженного корпуса компенсируется лыжей. Лодка с таким плоским участком днища будет и удобнее в эксплуатации — ее легче вытащить на берег в случае непогоды. Рубка-убежище будет спасать не только от холода и брызг, но и от заливания случайной волной в полосе морского прибоя.
Некоторое сомнение вызывает размещение гребных винтов в зоне срыва потока с кромок гидролыжи, которое может провоцировать кавитацию винтов на циркуляции мотолодки и при ходе на волне. С другой стороны автор не упоминает об этом нежелательном явлении.
Словом, тем судостроителям-любителям, которые ищут проект скоростной и мореходной лодки для семейных плаваний в суровых условиях, можно рекомендовать повторить опыт нашего читателя из Северодвинска.