Есть над чем задуматься. Не зря говорят: кто знает цифры — задумается, кто задумался — ищет причину. Причины аварий известны и, как правило, повторяются из года в год. Прежде всего — это грубые нарушения правил пользования маломерными судами (24%), в том числе и управление судном в нетрезвом состоянии; неисправность двигателя (15%); превышение норм пассажировместимости и грузоподъемности (12%); неумелое маневрирование (10%) и т. д. Каждая третья авария в прошлом году совершена лицами в нетрезвом состоянии, а в первом полугодии этого года — каждая вторая. Как говорится, дальше ехать, а точнее плыть, некуда. Вызывает тревогу и то, что из-за безрассудства и рискованной езды любителей выпить страдают не только нарушители — по их милости в беду попадают порой ни в чем не повинные люди. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что чаще всего пострадавшими становятся пассажиры — собутыльники судоводителей.
Вот один из множества примеров. На исходе праздничного дня 1 Мая судоводитель Дьячков В. М. с двумя приятелями, приняв изрядную дозу спиртного, решил прокатиться с ветерком на мотолодке «Казанка» по реке Мезень, что в Архангельской области. Не нужно объяснять, какую опасность представляет собой река до окончания ледохода. Тут и трезвому надо проявлять повышенное взимание, а если рулевой «под мухой», нетрудно представить последствия такой прогулки. Неожиданный удар о льдину был настолько силен, что все трое мгновенно оказались в воде. Пассажиры на сей раз отделались легким испугом, не считая ушибов и ссадин, а сам владелец лодки погиб.
Наблюдается печальная закономерность — в семи случаях из десяти гибнут судоводители, а не пассажиры. Это следствие небрежности, преступной халатности, наплевательского отношения к правилам плавания и эксплуатации маломерных судов. Находятся владельцы моторных судов, которые выходят в плавание, не имея прав на управление, либо имея таковые, но не подтвердив свои знания (один раз в три года) периодической проверкой. А если человек не прошел обучения, не сдал в ГИМС соответствующего экзамена, то вполне понятно, что он и правила плавания как следует не знает, да и навыками управления маломерным судном в надлежащей мере не обладает.
Факты? Пожалуйста. Ежегодно практически каждая четвертая авария на моторных судах совершается лицами, не имеющими удостоверения судоводителя. Как раз к такого рода горе-судоводителям можно с полным основанием отнести владельца мотолодки Колыбанова В. А., который 29 апреля этого года с тремя пассажирами при неблагоприятных метеоусловиях вышел порыбачить на Чудское озеро. Предварительно разогрев себя напитками гораздо крепче, чем чай, веселая компания не позаботилась захватить с собой спасательные жилеты, которые, кстати говоря, должны быть у каждого, находящегося в лодке, тем более в ветреную или штормовую погоду. Не прошла лодка и нескольких сот метров, как мотор заглох, лодку развернуло бортом к волне и опрокинуло. И снова владельцу мотолодки спастись не удалось.
А вот двум пассажирам, рискнувшим довериться бесправному «капитану» Сметанину Ю. В., фортуна не улыбнулась. Беда случилась на реке Северная Двина у села Красноборск Архангельской области 10 мая нынешнего года. «Мастерство» Сметанина окончилось тем, что он не справился с управлением судном на высокой волне и оно опрокинулось. В результате оборвалась жизнь трех молодых людей.
Как видно, опасны судоводители как пьяные, так и не имеющие водительских прав, и уж тем более такие, которые сочетают в себе и то и другое. Маломерные суда в руках таких людей приносят вместо отдыха одни неприятности. Показателен в этом отношении пример, точнее ЧП, которое произошло на реке Вятка у поселка Сорвиж Кировской области 12 июня этого года, повлекшее за собой гибель трех человек.
А начиналось все, с точки зрения так называемых «любителей» природных красот и рыбной ловли, как нельзя хорошо. Захватив с собой, выражаясь официальным языком, браконьерские орудия лова, а попросту рыбацкие сети и 9 (!) бутылок водки, шестеро приятелей на двух «Казанках» вышли на водоем. Неизвестно, была ли удачна рыбалка, но пьянка удалась на славу. В полночь обе мотолодки направились к берегу. Тут-то и начались беды. На одной из лодок заглох мотор, и ее взяли на буксир. Вполне естественно, что находившемуся у руля Кошкину И. В. в затуманенном алкоголем состоянии и с одним-то судном справиться было тяжело, а вести такой «караван» в темноте, да еще при достаточно сильном волнении оказалось и вовсе не под силу. Так или иначе, после неудачного маневра обе лодки перевернулись. Итог печален, но закономерен, так как из того «букета» грубых нарушений, которые сопровождали «культурный» отдых хмельной компании, хватило бы одного, чтобы случилась беда.
Пользуясь случаем, хочу напомнить, подчеркиваю — напомнить, а не запугать владельцев маломерных судов, что если до 1988 г. органам госинспекции приходилось полагаться на дисциплинированность и воздействовать на нарушителей методами убеждения, то с упомянутого выше года должностные лица ГИМС имеют право задерживать маломерные суда, а на их владельцев накладывать штраф в размере 50 рублей или лишать права управления судном на срок от 1 года до 3 лет.
И последнее. Хочется сказать всем отдыхающим, проводящим свои отпуска и выходные дни на реках и водохранилищах: будьте предельно осторожны и осмотрительны, не подвергайте себя риску. Помните, что соблюдение установленных правил — лучшая гарантия вашей безопасности.
В. Шалагинов, инспектор отдела безопасности на водах ГУ ГИМС РСФСР.