В 1984 г. нам посчастливилось стать владельцами яхты «Нева» (заводской № 9). С тех пор она базируется на Московском море, являющемся нашей основной акваторией при плаваниях в выходные дни. Часто совершаем походы до Дубны и гостеприимного Калинина. Лодкой мы довольны. О достоинствах и недостатках «Невы» уже говорилось на страницах «КиЯ». (см. №110 и №121), нам же хочется поделиться некоторыми усовершенствованиями, сделанными своими силами.
Штатные леерные стойки из алюминиевого сплава имеют недостаточную жесткость и легко изгибаются. Мы их заменили на стойки из стальной трубы 20X2 мм, одновременно увеличив высоту до 610 мм и натянув второй леер на высоте 303 мм от палубы. Стальные тросики лееров в продели в полихлорвиниловые трубки. Заменили и носовой релинг, который у нас продолжает линию форштевня и выступает вперед за габарит корпуса на 630 мм. Такая форма релинга более удобна для работ на носу яхты и выхода на берег.
Для усиления жесткости носовой части палубы у форштевня под нее поставлена треугольная стальная пластина толщиной 2,3 мм, опирающаяся кромками на отформовку корпуса. Между пластиной и палубой проложены сосновые рейки. На усиленный участок установлены полуклюзы и швартовные утки правого и левого борта, крепление штага, релинг, носовой роульс.
Был также усилен узел крепления вант с тем, чтобы распределить усилия, передающиеся от вант на корпус, и избавиться от такелажных скоб, при помощи которых ванты крепятся к вант путенсам. В нашей конструкции талреп можно закрыть пластиковыми трубками, что облегчает работу со стакселем.
Для удобства заваливания мачты при проходе под мостами на шпор мачты установлены на винтах М6 щечки из стали толщиной 4 мм. В плоскости мачты поставили дополнительные ванты, которые при подъеме или заваливании мачты (в другое время они снимаются) сохраняют постоянное натяжение. Это позволяет удерживать мачту во время этих операций в диаметральной плоскости яхты. К месту соединения штага с талрепом при помощи такелажной скобы № 5 крепится трос, проведенный через носовой роульс на любую из штатных лебедок и фиксирующийся кулачковым стопором. Для заваливания мачты достаточно отдать талреп и травить трос через лебедку. В кокпите мачту принимает один человек, упираясь в нее специально приспособленной для этого трубой. При подъеме мачты последовательность операций обратная.
Для улучшения обитаемости (снижения влажности) постоянно протекающие иллюминаторы, винты стыковки корпуса и палубы, а также все дельные вещи были поставлены на герметик. Для постоянной вентиляции внутренних отсеков яхты на палубе установлены самодельные вентиляторы типа «грибок». Для избежания конденсата крыша рубки была оклеена пенопластом толщиной 25 мм. Советуем наклеить пенопласт также на крышку входного люка каюты, что обеспечит ее непотопляемость. Пенопласт хорошо вписывается в формованную выпуклость этой крышки. Пришлось также изменить крепление крышки люка к рубке, так как на нашей яхте пластиковая отбортовка люка в месте крепежных скоб просто рассыпалась.
Много внимания мы уделили и установке дельных вещей. Шкотовые утки заменили кулачковыми стопорами, на палубе поставили скобы для крепления бакштагов и блоков для проводки спинакер-шкотов, сделали вращающийся блок со стопором у ходового конца гика-шкота. На крыше рубки установили дополнительные направляющие и стопора для фалов и оттяжек. Поставили все необходимое для постановки спинакера.
После первой навигации заводские раксы были заменены на более прочные ракс-карабины. Пришлось также заменить краспицы, которые треснули в месте их крепления к мачте. Выяснилась и необходимость установки шплинта на винте крепления вант к мачте. Все текстолитовые детали на мачте, гике и каретке погона гика-шкота лучше заменить на металлические.
На пятке гика мы установили два падающих крючка, изготовленных из стального прутка диаметром 6 мм, оказавшихся очень удобными для быстрого взятия рифов. Для крепления оттяжки гика в ребре степса, которое развернуто в корму, просверлено отверстие диаметром 8 мм.
Удлинитель румпеля заменен на более длинный и легкий из титановой лыжной палки.
Мы зашпаклевали полиэфирной шпаклевкой, сделали более плавным и отполировали место стыка корпуса с килем.
Наши переделки прошли неоднократные испытания на максимальные нагрузки в гонках и штормовых условиях. Есть и опыт одиночного плавания. Кстати, по нашему мнению, оптимальный экипаж для «Невы» — три человека.