Отдых на воде под парусом привлекателен для многих людей. Но на туристских базах парусных лодок, как правило, нет. Чаще всего здесь можно найти гребную лодку типа «Пелла», которую при желании можно довольно просто оснастить парусом, причем использовать для этого наиболее доступные простые материалы. Например, я сделал парус из плотного (тепличного) полиэтилена размерами 4X2 м, для вант и шкотов использовал 20 м хозяйственных веревок диаметром 3—4 мм, на мачту и реек пошли сухостойные сосенки, подобранные в лесу.
«Пелла» не имеет приспособлений для крепежа мачты и такелажа, она внутри «голая, как мыльница». Но пайол в лодке весьма прочен и вынуть его очень трудно. Поэтому шпор мачты можно вставить в паз между рейками решетки пайола перед первой банкой, к которой можно привязать мачту и концы вант. Ванты лучше привязать у концов банки возле бортов узлом, который при необходимости легко отдать, например — буксирным. Штаг прикрепляется к пайолу перед мачтой у носовой банки — воздушного ящика.
Управлять лодкой лучше всего при помощи рулевого весла длиной 1,5—1,7 м с лопастью шириной 150—200 мм, вырезанного из доски толщиной 15—20 мм. На весле делается кольцевая канавка для шнура, которым его можно закрепить к транцу.
Постановка такого паруса занимает 20 минут, а убрать его можно за 2—3 минуты, причем мачта и реек укладываются в лодку. Под этим парусным вооружением при ветре 1 — 2 балла лодка с тремя пассажирами пересекала плес шириной около 2 км за 15—20 минут в зависимости от направления ветра и волнения. При ветре 2—3 балла под парусом и с полным грузом лодка сохраняла остойчивость, хорошо управлялась. При меньшей нагрузке и ветре 1—2 балла на легкой ряби лодка шла в лавировку без швертов и шверцев. Правда, поворот, оверштаг не получался.
В общей сложности на «Пелле» с таким парусом было пройдено 30—35 км. Думаю, что мой опыт может быть полезен людям, пользующимся лодками в системе проката.