Воспользовавшись чертежами, опубликованными в «КиЯ» №8, я построил мотолодку «Альга», но, кажется, допустил ошибку — приподнял транец от основной плоскости на 12—14 мм (см. эскиз). Сделал я это по типу обводов «Утки-2» («КиЯ» №31), рассчитывая повысить скорость лодки с полной нагрузкой. Но вместо этого моя «Альга» с моторами «Вете-рок-8» и «Москва» имеет большой ходовой дифферент на корму. Избавиться от него удается только при перемещении одного пассажира и большей части груза в носовую часть лодки вероятно, дело усугубляется тем, что и скуловые накладки я поставил с подъемом у транца — параллельно днищу.
Прошу посоветовать, что целесообразно в данном случае сделать приклеить фанеру на всю скошенную часть днища, воспользоваться подпорным клином, полкой или транцевыми плитами? Даст ли что-нибудь изменение угла наклона транца?
Вы совершенно правы, причина излишнего ходового дифферента — в подъеме днища у транца.
Обводы «Альги» рассчитаны на «чистое глиссирование — движение со скоростью, при которой судно поддерживается гидродинамической подъемной силой, представляющей собой сумму давления воды на днище, которое располагается под определенным (обычно небольшим — 2—5°) углом атаки к поверхности воды. Это давление распределяется по смоченной длине днища не равномерно, а по эпюре с максимумом у носовой границы смоченной поверхности.
Если днищу глиссирующей лодки придать подъем вверх — сделать выпуклым у транца, то в кормовой его части потоки воды ускорят свое движение, следовательно, гидродинамическое давление здесь понизится, даже станет ниже атмосферного. Произойдет перераспределение давления и точка приложения подъемной силы переместится ближе к носу. При этом возрастет угол атаки (ходовой дифферент) и, несмотря на укорочение смоченной длины, — сопротивление воды движению лодки. Движение ее становится неустойчивым, так как периодически точка приложения гидродинамической силы У оказывается впереди центра тяжести судна (линии действия силы веса G).
Оптимальным решением в данном случае является восстановление обводов днища в соответствии с опубликованными в «КиЯ» №8 чертежами, т. е. нужно наклеить на днище клин из пенопласта таким образом, чтобы его поверхности у транца являлись продолжением обводов кормовой половины корпуса. Сделать это несложно, если сначала приклеить по килю и скулам направляющие рейки, выверив их наружную кромку по линейке, как показано на эскизе. Затем между этими рейками приклеить плиты или бруски пенопласта, запрессовав их при помощи мешков с песком или кирпичей. Когда клей «встанет», поверхность клина прострагивается рубанком или «теркой», обрабатывается шкуркой и оклеивается слоем тонкой стеклоткани.
Скуловые накладки должны быть параллельны поверхности днища. Обратите внимание, чтобы их рабочие кромки, так же как и кромка соединения днища с транцем были достаточно острыми. Это позволит избежать излишних потерь мощности двигателя на брызгообразование.
Что касается обводов днища «Утки-2», то эта лодка рассчитана на меньшие скорости движения — в переходном к глиссированию режиме с большой нагрузкой и маломощным двигателем, а также на использование весел. При этом режиме большая часть сил, поддерживающих лодку на воде, обусловлена гидростатическим давлением, т. е. является Архимедовой силой плавучести. Точка ее приложения зависит больше от распределения объемов подводной части корпуса вдоль смоченной длины, чем от углов атаки. Поэтому дифферент на тихоходных лодках можно устранить перемещением груза или экипажа в соответствующем направлении.