Шарнирное устройство
На лодке, оснащенной изготовленными мной веслами, можно грести, используя обычную технику гребка «на себя», и при этом располагаться лицом вперед по ходу лодки. От обычных весел они отличаются тем, что на месте уключин имеются шарниры. Благодаря им лопасти движутся назад в то время, когда при выполнении гребка рукоятки весел отклоняются также в сторону кормы.
Шарнирное устройство размещено в корпусе 1, имеющем форму короба с открытыми торцами. Сквозь стенки корпуса пропущены два пальца 6, которые являются осями вращения лопастной и рукояточной частей весла. На каждый палец насажена втулка 5, имеющая на наружной поверхности кольцевые проточки для фиксирования положения приваренных к ним рычагов 4 и 10 и обойм 7. Рычаги лопастной (8) и рукояточной (9) частей связываются между собой тягами 3 посредством пальцев 2.
Шарнирное устройство каждого весла крепится к планширю лодки при помощи шарнира, ось вращения которого располагается параллельно планширю. Шарнир состоит из четырех обушков 11, пальца 12 и присоединительной планки 13.
Все детали шарнирного устройства, кроме пальцев 2 и 6, выполнены из легкого сплава АМг5. Пальцы изготовлены из стали и для облегчения сделаны пустотелыми.
Важно, чтобы при выполнении сопряжений на всех пальцах шарнирного устройства не допускались большие зазоры, т. к. люфт в соединениях многократно увеличивается на рукоятках при гребле.
Весла, оснащенные шарнирными устройствами, делаются для определенного борта. Например, на рисунке изображено шарнирное устройство весла правого борта. Для левого борта устройство должно быть симметричным относительно диаметральном плоскости лодки.
Весла наиболее приемлемы для легкой одно- или двухместной лодки. В этом случае их преимущества особенно ощущаются при плавании по небольшим извилистым речкам или заросшим тростником озерам, когда приходится постоянно следить за помехами, возникающими впереди по курсу лодки.
Понятно, что предлагаемые весла по сравнению с обычными сложнее по конструкции и несколько тяжелее, однако это компенсируется отличным впечатлением от отдыха на воде.
Описываемая конструкция шарнирного устройства делалась в условиях домашней мастерской. При изготовлении промышленным способом, особенно с применением для деталей пластмасс, весла будут иметь меньшую массу и выглядеть более эстетично.
Уключина с зубчатыми секторами
На обычной гребной шлюпке гребец сидит спиной к направлению движения. Если на лодке нет рулевого, то ему приходится часто оборачиваться назад, что очень утомляет. А если речь идет об охоте на воде с подъезда, то в этом случае просто необходимо постоянно смотреть, куда плывешь. Если при этом работать обычными веслами, то мышцы спины и ног практически не участвуют в работе и вся нагрузка приходится только на руки гребца.
На приводимом эскизе представлена предлагаемая мною уключина, которая позволяет двигаться на лодке, сидя лицом по направлению ее хода и совершая те же движения, что и при обычной гребле.
Размеры деталей умышленно не приведены, так как все зависит от размеров шестерен, из которых вырезают сектора. Удобно использовать шестерни диаметром 200—250 мм, приварив к ступице шестерни бобышку для рукоятки или цевья весла.
Идеальный случай — изготовить сектора из легких сплавов, тогда весла значительно облегчаются.
В случае необходимости такое весло нетрудно превратить в обычное. Для этого надо вынуть стопор 13 и заклинить любой из секторов через отверстия 14.