Чудо-печка для катеров
При плавании в холодную погоду трудно обойтись без обогрева каюты. Обычно для этих целей используют тепло от двигателя или камельки, отапливаемые дровами или углем, что не способствует поддержанию чистоты на судне.
Предлагаемый отопительный прибор изготовлен на основе трехфитильной керосинки КЗ-0-1. Жаровая труба 7, размерами 100Х110Х600 с пятью перегородками 6 (75X110), изготавливается из алюминиевого листа толщиной 1 мм. К верхней части жаровой трубы приварена крышка 10 (200X210) с дымовой трубой 11 диаметром 50 мм. Нижняя часть жаровой трубы приваривается к конфорке 8, снятой с керосинки. Для предохранения от случайного прикосновения к горячей жаровой трубе служит съемное ограждение 4 из 12 стержней ∅4Х650. Они установлены по периметру конфорки с шагом 50 мм. Верхние концы стержней вставлены в отверстия диаметром 5 мм в крышке 10, а нижние — в глухие отверстия конфорки.
К жаровой трубе 7 привариваются по месту кронштейны 5 для крепления отопительного прибора к переборке каюты.
Дымовая труба 11 выводится через отверстие в крыше рубки, зазор в отверстии заполняется асбестом и закрывается снаружи и изнутри двумя фланцами 3. Другой вариант изоляции дымохода описан в книге «300 советов по катерам, лодкам и моторам» Г. М. Новака, «Судостроение», 1975 г.
На время плавания дымовая труба 2 снимается, а отверстие закрывается заглушкой.
Описанный отопительный прибор эксплуатируется на нашей яхте уже четвертую навигацию. Одной заправки керосинового бачка (2 л) хватает при умеренном отоплении на сутки работы (или в течение двух-трех ночей). На нашей чудо-печке оказалось очень удобно сушить грибы, нанизывая их на съемные стержни ограждения.
Карабины для стакселя
Для изготовления карабинов необходима проволока из нержавеющей стали диаметром от 2 до 5 мм в зависимости от площади паруса и диаметра штага. На втулке диаметром в 1,5—1,6 раза более диаметра штага делаем два витка, концы проволоки загибаем так, как показано на рисунке. Важно, чтобы длина концов была не больше 1/3 диаметра витков.
Из этой же проволоки делаем кольцо в два витка диаметром, равным удвоенному диаметру проволоки. Концы разгибаем в противоположные стороны в плоскости, перпендикулярной плоскости кольца. Карабин, состоящий из двух деталей, готов.
Принцип действия прост. Деталь 2 надевается на штаг загнутым концом вниз и остается на нем до конца навигации. Деталь 1 пришивается к передней шкаторине стакселя. При подъеме стакселя концы карабина сжимаются пальцами и вставляются в кольца детали 1 на стакселе, протягиваются до упора вверх и отпускаются. Упругость концов карабина зафиксирует его положение в петле.
Узел регулировки тяги реверса
Если судить по публикациям в журнале (например, «КиЯ» №138), узел регулировки реверса продолжает интересовать владельцев мотора «Вихрь».
Хочу предложить свою конструкцию взамен штатного узла, изготовленную после того, как мне пришлось впервые изрядно повозиться, чтобы отрегулировать реверс на своем моторе.
Вновь изготовленные детали — втулка 4, поводок 5, шайба 6 собираются вместе, после чего торец втулки развальцовывается на шайбе 6. Затем узел в сборе навинчивается на тягу реверса 1 и после регулировки фиксируется на тяге контргайкой 3 М6.
От проворачивания поводок 5 удерживается упором 2, согнутым в виде угольника из 2-миллиметровой стали (в последних моделях моторов такой упор является штатным). Резьбовую втулку 4 и шайбу 6 советую выточить из шестигранного латунного прутка.
Чтобы клапан надувной лодки служил дольше
У надувной лодки «Омега» есть крупный недостаток: резиновые клапаны наполнения при накачке нередко рвутся.
Внимательно изучив этот дефект, я считаю, что разрыв клапана происходит из-за слипания его рабочей поверхности от сконденсировавшейся внутри баллона влаги. При подкачке внутреннее давление отсека не позволяет слипшемуся клапану расправиться, его рабочая поверхность резко уменьшается и в конце концов он рвется с характерным «хлопком». То же самое происходит и при длительном хранении надувнушки.
Этого можно избежать, если перед накачкой слегка продуть клапан ртом, а при наполнении первые качки насосом делать не в полную силу.
Необычный руль
В результате многолетних исследований норвежской фирме «Ульштейн Трэйдинг Лимитед» удалось создать эффективный руль, улучшающий маневренность судна. В отличие от традиционных рулей, имеющих симметричный обтекаемый профиль, этот руль сохраняет свою эффективность при больших углах перекладки, имеет меньшее собственное сопротивление.
Секрет эффективности руля Ульштейна — в необычной форме его поперечного сечения, имеющей бульбовое утолщение у передней кромки и почти параллельные боковые поверхности в кормовой половине руля. Благодаря этому срыв потока происходит при большем угле атаки, руль работает при перекладке до 45°. Дополнительным средством повышения эффективности служит подвижная часть руля у кормовой кромки, которая может отклоняться от ДП судна на угол до 100°.
Новые рули, имеющие размер хорды профиля 1,2 м и высоту 1,7 м, успешно прошли эксплуатационные испытания на пароме.
Буерный конек из угольника
В 1987 г. наш поселок Ветренный Магаданской области оказался на берегу нового водохранилища. Почти всю зиму здесь стоит ровный и чистый лед, дуют сильные ветры. Вот и решили мы с ребятами из судомодельного кружка построить буер.
Долго и безуспешно искали стальную полосу или угольник 20X20, из которых можно было бы сделать коньки. Наконец, нам лопалась старая кровать, из которой в конце концов и были изготовлены щитовые коньки. Поскольку с подобной проблемой могут встретиться другие строители буеров, привожу эскиз сконструированных нами коньков. Все можно сделать при помощи ножовки по металлу и напильника.
Пресс-масленка из велосипедного насоса
Владельцы моторов «Вихрь» знают, как трудно набить в подшипник вала-шестерни смазку ЦИАТИМ-201, особенно, если делать это приходится в походных условиях.
Я для этой цели использую обыкновенный велосипедный насос. В любом спортивном магазине можно приобрести такой насос за 1 руб. 40 коп. Вывернув гайку со штуцером, при помощи отвертки кладу в насос смазку и вновь завинчиваю гайку. Приставив штуцер к отверстию, набиваю подшипник до выдавливания из него масла.
Если насос не используется для других целей, остатки масла могут храниться в нем до следующей набивки.