Еще один «Лоран»
В январе этого года на выставке катеров и яхт в Нью-Йорке фирма «Тримбл Навигейшн» продемонстрировала еще один прибор навигационной системы «Навграфик II Лоран». Он представляет собой приемник «Лоран», совмещенный с устройством прокладки курса.
В комплект устройства входит набор магнитных дисков с записанными на них морскими картами. Любая нужная карта высвечивается на экране дисплея, причем на ней присутствуют все данные, имеющиеся на обычной бумажной карте.
Прокладка курса осуществляется с помощью ЭВМ, также входящей в состав прибора.
Быстроразъемное соединение провода
Одна из английских фирм предлагает владельцам моторных яхт и катеров удобный разъем силового провода на клеммах аккумуляторной батареи.
Каждый, кто постоянно имеет дело с таким источником тока, знает, сколько неудобств доставляет установка и съем клеммных зажимов с помощью гаечного ключа. Эта операция не только отнимает время, но и постепенно расшатывает электроды батареи, что резко снижает срок ее службы. Снимать же клеммные зажимы, если нет специального прерывателя массы, приходится после каждого похода, чтобы избежать опасного саморазряда батареи во время стоянки.
Конструкция быстросъемных зажимов, предлагаемых английской фирмой, понятна из рисунка. Важно лишь таким образом подобрать упругость пружины, чтобы обеспечить плотный прижим электрода силового провода к штырю батареи. От этого зависит надежность пуска, так как величина протекающего тока может достигать 50 А. Сверху клеммы закрываются крышками, предохраняющими их от случайного короткого замыкания.
Для подъема на мачту
В Японии выпускается простое приспособление, облегчающее подъем человека в беседке на мачту яхты и обеспечивающее безопасность работы на высоте. Состоит оно из обоймы 3, к которой закреплены ползун 1, скользящий по ликпазу в мачте, скоба фала 2, кольцо 4 для привязывания беседки и упор 5, изготовленный из пластика с малым коэффициентом трения о металл мачты.
Поднятому на мачту человеку нет необходимости привязывать себя к ней страховочным линем или удерживаться руками за стоячий такелаж. Приспособление надежно удерживает яхтсмена у мачты и позволяет работать обеими руками. Его несложно сделать своими силами из легкого сплава.
Трейлер по эскизу журнала
Сделать трейлер для перевозки мотолодки меня заставили введенные на нашем озере запреты на использование подвесных моторов.
В одном из старых номеров «КиЯ» (№45) я увидел эскиз элегантного и простого по конструкции японского трейлера. Из имеющихся деталей и запчастей соорудил, на мой взгляд, простую и легкую конструкцию.
Рычажная, независимая подвеска колес с гидравлическими амортизаторами и реактивными тягами. Для удобства снятия лодки с трейлера стойки фонарей сделал откидывающимися.
Лодка закрепляется на трейлере тремя быстросъемными захватами с талрепами.
Для удобства хранения трейлера в гараже основная несущая труба сделана разъемной. Трейлер зарегистрирован в ГАИ и эксплуатируется пять лет.
Трейлер из старых велосипедов
На краю любой деревни или поселка в куче мусора можно найти старые детские велосипеды. Они могут еще сослужить добрую службу тем любителям, которые держат свои лодки невдалеке от протекающей речки или озера и вынуждены при каждом выходе доставлять их к воде. Особенно отслужившие свой век велосипеды могут быть полезны владельцам судов, размеры и вес которых невелики. Делать специальный трейлер или коляску для них хлопотно и недешево. Заменить их как раз и помогут два старых велосипеда, вернее две рамы, соединенные между собой сваркой или болтами в районе задней вилки.
Получается надежная несущая рама трейлера. Вилки с передними колесами остаются на штатных местах, но также фиксируются сваркой или сквозными болтами. Единственной самодельной деталью станут два кильблока, которые крепятся к раме в удобном для перевозки месте.
Такую простую и дешевую конструкцию предложил нам наш ленинградский читатель В. Xаустов. Она не нуждается в чертежах и дополнительных пояснениях; все понятно из приведенной фотографии. С перевозкой суденышка, в данном случае это тузик «Джек Шпрот», легко справляются и ребятишки.
Карабины для стакселя
Для оснащения стакселей тримарана нам требовалось изготовить около 70 карабинов. Мы разработали конструкцию крепления стаксель-штага, позволяющую делать карабины в виде крючков из одной детали. Карабины заводятся на узкую заходную часть, которая тоньше самого штага.
Штаг вырублен из троса диаметром 11 мм и его нижний конец запрессован в стакан-наконечник специальным штампом на 200-тонном гидравлическом прессе. Стакан-наконечник должен быть сделан из мягкой конструкционной стали (ст. 20, ст. 15, OX18H9T). Даже ст. 5 требует отжига. Отверстие в стакане должно рассверливаться по точно замеренному диаметру уже обрезанного каната с минимальным зазором. Затем канат вставляют до упора в дно стакана.
Канат опрессовывают поочередно в каждом ручье штампа, плавно проворачивая стакан примерно на 45—30 после каждого обжатия, т. е. в каждом ручье стакан обжимается 4—6 раз со всех сторон. Наружный диаметр стакана после обжатия в последнем ручье должен уменьшиться на 10 %. Обязательно нужно сиять фаски у отверстия стакана, иначе канат будет пережат острыми кромками.
Длину штампа полезно сделать немного меньше длины стакана, чтобы обеспечить плавный переход с обжатой на необжатую часть стакана. Для предотвращения коррозии каната в стакане полезно опустить обжатый узел в горячую смазку до полного заполнения всех зазоров.
Описанная технология применима, разумеется, только для заводских условий.
Крючки-карабины отлиты в кокиль из литейного алюминиевого сплава. Эксплуатация их очень проста: крючки поочередно заводятся на тонкую часть наконечника штага, поднимаются вверх на штаг и поворачиваются на 90°. Все это проделывается одной рукой. Так как диаметр штага больше паза в крючке в два раза, крепление абсолютно надежно.
Чтобы крючки не цеплялись друг за друга, толщина их должна быть больше паза в крючке, именно поэтому и не пользовались литые крючки, а не штампованные.
«Кирпичные дрова»
Всегда приятно продлить навигацию за счет ясных осенних дней. Если, конечно, не возникает проблем с отоплением каюты. Могу предложить простую и безопасную замену дров на случай, когда их нет поблизости.
Возьмите два-три красных (белые непригодны) кирпича и просушите их в духовке или на плите в течение трех-четырех часов. После просушки опустите их еще горячими в ведро с соляркой и оставьте на сутки. Затем заверните каждый кирпич в полиэтиленовый мешок и сохраняйте до использования. Каждый кирпич «горит» 2—3 часа, после чего его можно снова пропитать соляром, пока кирпич еще теплый.
Хочу предупредить тех судоводителей, которые используют для обогрева каюты и сушки газовые инфракрасные горелки типа «Звездочка»». Применение их в закрытых помещениях строго запрещено санитарной службой, так как происходит выжигание кислорода воздуха.
Крепление водонапорной трубки на «Вихре»
При сборке мотора мне не требуется контролировать положение напорной трубки подачи воды, так как она жестко крепится к дейдвуду при помощи обушка. Штатную алюминиевую трубку я заменил на трубку из нержавеющей стали. Отверстие в дейдвуде для обушка сверлится примерно на расстоянии 130 мм от нижнего торца. Трубку можно зафиксировать в обушке при помощи винта.
Две мелочи для мотора «Нептун-23»
Корпус помпы системы охлаждения у «Нептуна-23» крепится винтами со шлицевой головкой, что неудобно при разборке — рессора мешает работать отверткой. Я заменил винты на болты с шестигранной головкой под ключ.
Шток переключения реверса может выйти из зацепления с рычагом переключения. Хотя шток «Нептуна-23» толще, чем у «Вихря», но имеет большую свободу, так как нет опоры на передней стенке поддона. Этот недостаток можно ликвидировать, надев на шток бронзовую втулку. Задний край втулки упирается в корпус штока, а передний край входит в отверстие на передней стенке поддона.