Парусное вооружение современной крейсерско-гоночной яхты все более усложняется и по количеству снастей для настройки рангоута и парусов приближается к вооружению таких легких гоночных яхт, как, например, швертбот класса «470».
Мачты применяются очень гибкие, обладающие большим запасом прочности и устойчивости при существенно меньшей массе, чем можно было видеть лет пять назад. Достигнуто это за счет переменного поперечного сечения, изменяющегося по длине мачты, что удается получить только при использовании довольно сложной технологии их прессования из высокопрочных алюминиевых сплавов. В качестве примера на рисунке показаны поперечные сечения мачты фирмы «Z-Спар» и схема ее подкреплении стоячим такелажем. Цифрами обозначены толщина стенок мачты в каждом сечении и диаметр вант из сплошной проволоки нержавеющей стали. Характерно применение оснастки типа «7/8» (по высоте точки крепления стаксель-штага на мачте), трех рядов краспиц и двойных бакштагов — все это облегчает регулирование гибкости мачты как в продольной, так и в поперечной плоскости, что необходимо для изменения глубины профиля («пуза») грота. Чтобы уменьшить вес мачт, их оковки делают из титана. Часто гик выполняют в виде ажурной ферменной конструкции, но чтобы хотя бы на метр увеличить полезную площадь парусности, его обтягивают тонкой пленкой майлара.
Для настройки мачты используется большое количество разнообразных снастей. Чтобы при любых обстоятельствах поддерживать максимально возможную скорость яхты, ее экипажу приходится непрерывно работать со шкотами и разного рода оттяжками. Главные из них показаны на рисунке и обозначены цифрами.
1. Трос для регулировки натяжения нижнего («внутреннего») штага, контролирующего изгиб средней части мачты, пропускается внутри нее н крепится к подвижному блоку мощных талей, расположенных под палубой у форштевня. Ходовой конец талей проводится в кокпит, где крепится в эксцентриковом стопоре.
2. Два ходовых конца оттяжки гика уходят под палубу немного позади мачты, чтобы затем снова выйти наружу в кокпите по обоим бортам, где они и фиксируются при помощи стопоров.
3. Ходовой конец оттяжки спинакер-гика также проводится в кокпит.
4. На некоторых яхтах оба конца гика-шкота частично проводят под палубой. Для работы с ними могут быть предусмотрены легкие лебедки.
5. Совершенно новой является идея убрать ходовой конец талей ахтерштага под днище кокпита, где он остается сухим и не путается под ногами.
6. На более крупных яхтах конструкция шпора мачты предусматривает возможность поднимать ее при помощи гидравлического домкрата и тем самым регулировать натяжение стоячего такелажа.
7. Проводка бакштагов осуществляется традиционным образом — их ходовые концы выбираются в кокпите при помощи двух самотормозящихся лебедок.
Впечатляюще выглядит корма немецкой яхты «Дива» — участницы гонок на Адмиральский кубок. Ходовые концы двойных бакштагов проведены в кокпите на оба борта и фиксируются при помощи небольших эксцентриковых стопоров. Их обслуживает тот же член экипажа, который управляет гика-шкотом. Собственно бакштаги изготовлены из нержавеющей стали. Лебедки, предназначенные для набивания бакштагов, установлены значительно ближе к носу, чем раньше.
Здесь же располагаются мощные тали ахтерштага, позволяющие изогнуть верхнюю часть мачты.
Чтобы успешно справляться с многочисленными снастями (кроме упомянутых есть еще фалы, шкоты, оттяжки Каннингхэма, снасти для перемещения по палубе блоков стаксель-шкотов и т. п.), яхтсмен открытого моря должен в не меньшей степени разбираться в аэродинамике паруса, чем его коллега на гоночном швертботе олимпийского класса.