О техосмотре обычно начинают вспоминать ранней весной, задолго до открытия навигации.
Каждому судоводителю-любителю ясно, что без технического освидетельствования маломерного судна не выйти даже на короткую прогулку, не говоря о дальних походах, которые сулит лето. И не потому, что неприятной может быть встреча с инспектором, — техосмотр необходим в целях собственной безопасности.
Владельцам судов мы напомним, что существует три вида техосмотров. Первичный — проводится при постановке судна на учет и при утрате или порче судового билета. Ежегодный — плановый, как у автомобилиста. Специальный — вызван особыми обстоятельствами. Скажем, после основательного ремонта судна или после аварии.
Текущий техосмотр — это большая трудоемкая работа, к которой привлекаются и внештатные инспекторы. На стоянках катеров, на спасательных станциях или в других местах скоплений маломерного флота разворачиваются пункты технического осмотра, разрабатываются графики, к оповещению судоводителей-любителей привлекаются средства массовой информации.
В Российской федерации освидетельствование судов проводится в строгом соответствии с «Инструкцией по техническому надзору за судами поднадзорными ГИМС РСФСР» (о требованиях к судам подробно рассказано в № 128 «КиЯ»). В других республиках разработаны свои требования в соответствии с местными условиями.
Считаем полезным повторить некоторые особенности техосмотра, сосредоточить внимание судоводителя-любителя на трудных моментах подготовки и проведения этого важного мероприятия, чтобы избежать повторных техосмотров. Важно знать и порядок проведения. Скажем, идя на освидетельствование, судоводитель обязан иметь при себе судовой билет, квитанцию об уплате налога с транспортных средств и документ, подтверждающий оплату самого техосмотра. (Кстати, прейскуранты на освидетельствование судов в каждой республике разные.)
Техосмотр необходимо проводить на плаву. Если при этом невозможно правильно оценить техническое состояние подводной части корпуса, инспектор вправе потребовать от судовладельца необходимых условий для дополнительного осмотра (создание крена, дифферента или подъем судна на берег).
Предъявляемое к освидетельствованию судно должно иметь хороший внешний вид — корпус, механизмы и оборудование должны быть чистыми, с качественным лакокрасочным покрытием. Оценка идет отдельно по каждому основному элементу судна. И уже потом выводится общая оценка, а также дается разрешение или запрет на плавание.
Разрешение возможно с отдельными ограничениями. Например, если износ корпуса или корпусных конструкций превышает 15%, то уместны ограничения по грузоподъемности или ветроволновому режиму. Если судно признано технически исправным, владельцу выдается технический талон.
Важно понять обязательность этого мероприятия. Уклонение от техосмотра наказывается штрафом в 30 рублей, как и плавание на неисправном судне. Судоводитель не только сам себя подвергает опасности, но создает ее для окружающих. Анализ происшествий, связанных с маломерными судами, показывает, что 80 % несчастных случаев, сопряженных с гибелью людей, произошло иа незарегистрированных судах или на судах, не прошедших технического освидетельствования.
Инспекторы ГИМС РСФСР техническим освидетельствованием обязаны заниматься в период всей навигации, а не только в момент кампаний.
Кстати, в 1988 г. было зарегистрировано 90 тыс. судов, а освидетельствовано около 600 тыс. На учете же в ГИМС РСФСР числится судов более одного миллиона. Факты говорят об уклонении от регистрации и техосмотра огромного числа владельцев маломерных судов. Возможно, многие из них и не ведают того, что нарушают закон Российской Федерации.
Инспектор ГИМС, проводящий техосмотр, не должен выступать в роли прокурора, жаждущего любой ценой ограничить плавание судовладельца. Цель техосмотра надо понимать как важное профилактическое мероприятие, которое поможет избежать аварии. Здесь полезно будет обратить внимание на наиболее уязвимые места моторки или катера. Спросим опытных водномоторников: отчего чаще всего происходит падение за борт? В ответ услышим, что это происходит от неисправности реверсного устройства, при пуске подвесного мотора при включенном на ход реверсе.
Хотел бы обратить внимание судоводителей на частое несоответствие элементов судна данным, записанным в судовом билете. Не проходят незамеченными Госинспекцией и допускаемые еще нарушения требований стандартов и правил. Бывает, что судовладелец самостоятельно, без согласования с представителем инспекции, переделывает судно. В результате не только изменяются его технические данные, но оказываются не соблюденными требования по обеспечению безопасности плавания. Такое судно должно ставиться на прикол.
Чаще всего встречаются случаи, связанные с неисправностями корпуса — водотечность, наличие свищей, поражение коррозией (гнилостное разрушение для деревянного корпуса) обшивки, набора корпуса сверх допустимых норм, нарушение лакокрасочного покрытия.
Недопустимы любые, даже самые незначительные повреждения механической установки (двигателя или подвесного мотора; систем, их обслуживающих; валопровода; гребного винта и т. д.), которые могут привести к потере хода. В практике были случаи, когда по этой причине катера попадали под большие суда, что приводило к гибели людей. Бывало, когда из-за потери хода любительское судно уносило течением и в какой-нибудь стремнине оно переворачивалось.
Хочу напомнить, что механическая установка проверяется на легкость пуска двигателя, надежность и устойчивость его работы в различных режимах, надежность крепления и отсутствие сверхдопустимой вибрации. Реверсивное устройство проверяется на надежность включения и выключения, четкую фиксацию положений «вперед», «назад» и «нейтраль», на исключение самопроизвольного включения.
Рулевое устройство обеспечивает перекладку руля на каждый борт на угол до 35°. Штурвал должен вращаться легко, без усилий. Повреждения направляющих блоков, опорных подшипников, натяжных талрепов штуртросовой проводки, разрывы каболок тросов не допускаются. Дистанционное управление лишь тогда соответствует своему назначению, когда положения «вперед», «назад», «нейтраль» фиксируются без особых усилий.
Нельзя забывать о спасательных жилетах промышленного изготовления, которые должны обеспечивать плавание человека таким образом, чтобы при потере сознания он не мог захлебнуться.
Сигнально-отличительные огни должны соответствовать требованиям ППВВП-84 или МППСС-72 и находиться в исправном состоянии. Проверка их производится только фактическим включением. Часты случаи, когда бортовой номер по размерам или контрастности не соответствует требованиям, что также недопустимо.
Плавание судна запрещается и в том случае, когда судовладелец нарушает санитарные правила и требования по охране окружающей среды.
Анализ показывает, что аварийные ситуации чаще происходят с судами, которые не имеют постоянных мест базирования и эксплуатируются бесконтрольно. На базах и стоянках маломерного флота легче проводить техническое освидетельствование. Если судно основательно подготовлено к техосмотру, то надежным и безопасным будет его плавание в период навигации.