Несколько лет назад мы с друзьями увидели в журнале «Катера и яхты» чертеж бригантины. Построить нечто подобное было нашей давнишней мечтой. И тут решились. Но с чего начать, где взять материалы? В магазинах они появляются чрезвычайно редко, зато, как нам было известно, их часто выбрасывают на свалки. Можно найти там старую резную мебель, точеные дубовые столы, в новых районах Москвы на развалинах бывших деревень — бревна...
С самого начала столкнулись с трудностями. Строить решили на территории отчужденной зоны канала им. Москвы, поблизости от наших дач. Для работы соорудили сарай и... нарушили закон, запрещающий самовольные постройки. Начальник канала присылал даже уведомления с угрозой снести наше сооружение. В вынужденной спешке и под страхом закрытия я вырубил из бревен пять деталей киля сечением 200X200. Дело пошло. Товарищи помогали по мере возможности и желания. Мы таскали бревна на пилораму, соорудили металлический фальшкиль весом 1000 кг, приобрели в магазине 10-мм фанеру...
К моменту окончательного запрета нашей деятельности корпус длиной восемь метров был готов, оклеен стеклотканью и его можно было спустить на воду.
Но дел было еще много, и чтобы закончить работу, мы перевели бригантину на гребную базу издательства «Правда». Правда, вскоре в приюте нам отказали, и отсюда пришлось срочно убираться. Наша бригантина, как бедная родственница, притулилась к забору общества ОСВОД. Здесь нас тоже не жаловали. А однажды обрубили четыре чалки, так что утром я увидел свою яхту на судовом ходу Москвы-реки. Она держалась на одном случайно уцелевшем конце, создавая аварийную ситуацию.
Нам очень хотелось, чтобы яхта как можно больше походила на старинный парусник. Мы сделали выше, чем на прототипе, кормовую каюту и фальшборт кормового кокпита, который, кстати сказать, хорошо защищает рулевого от ветра. Вся корма в результате приподнялась, бригантина стала похожей на суда петровских времен. В центре судна мы также сделали кокпит, палубу оградили высоким фальшбортом — здесь стало намного уютнее. По двум трапам с верхней палубы можно спуститься в каюты. Окна сделали стилизованными — с косыми резными наличниками. Бригантину украсили архитектурными «излишествами», подобными используемым на кораблях прошлых веков. На форштевне — деревянная женская фигура. Во всем остальном отступлений от чертежей бригантины «Старина» не допускали.
Большую проблему представили паруса и такелаж. Простой парусной ткани, не говоря уж о лавсане и капроне, а также тросов, в магазинах, конечно, не было. Пришлось и в этом проявлять изобретательность и смекалку. Некоторые паруса и рангоут взяли от старого морского яла. Остальные паруса пришлось шить самим. Деревянные юферсы (58 шт.) и блоки (около ста штук) — все делалось своими руками. Многие детали изготавливали зимой, когда работы по корпусу временно прерывались.
И вот осенью 1985 г. пришла пора регистрировать новое судно в инспекции. Это время страшно вспомнить, не пожелал бы такого врагу. Потребовалась целая куча всяких бумаг: чеки, теоретический чертеж, акт технического освидетельствования с подписями капитан-механика, яхтенного капитана и инженера-судостроителя... Последнего найти в Москве довольно трудно, в инспекции таких специалистов нет. От одного инспектора меня отсылали к другому, от него — обратно. Потом сказали, что нужно ехать смотреть яхту и, стало быть, надо им оплачивать дорогу.
Я приступил к самостоятельным поискам нужных специалистов, на что ушла вся зима. За это время пришлось сменить и четвертую нелегальную стоянку. Бригантина зимовала вмороженной в лед на нейтральной акватории, так как на берегу ее ставить нельзя. Вся эта канитель надоела моим соратникам и они покинули меня. Даже верный Николай Коробов не выдержал такой «волынки».
Весной пришлось гнать яхту в яхт-клуб «Водник», чтобы там кто-нибудь подписал акт. Собралась большая толпа. Вопросов задавалось и восторгов высказывалось — уйма, а вот подписать акт желающих не нашлось. Наконец, мне сказали, что есть такой смелый человек — капитан В. И. Привезенцев. И верно, осмотрел он нашу бригантину и подписал акт! В это время инспекция сообщила мне, что подписанного акта мало, нужны копии дипломов людей, подписавших акт. Я сделал копии, а когда принес их инспектору, тот заявил, что они не нужны...
Однако на этом не закончились страдания, ведь еще нужна стоянка. В Москве найти место немыслимо, решено было переправить бригантину «Мечта» — так мы ее назвали — на Волгу. В сызраньском яхт-клубе «Юность», где зимовала бригантина первый год, директор Юрий Николаевич Поляков оказал нам много внимания и помощи. Коллектив здесь очень приветливый, все — энтузиасты паруса.
А что же сейчас? Мечтаем! Думаем по Северной Двине сходить в Белое море. Северными путями пройти в Енисей, добраться до его истоков. Будут и другие маршруты.
Меня могут спросить, а для чего, собственно говоря, рассказывал я всю эту историю? Объяснение простое: надоело молчать. Сколько же можно терпеть несостоятельность наших судостроителей? Когда же начнут поощрять техническое творчество водников! Будут ли убраны бюрократические барьеры на их пути..? Одно только утешает: у нас уже все позади. Бригантина, какую мы хотели иметь, на плаву.