Многие, кто увлекается рыбной ловлей, охотой, знают, что незаменимым помощником в их увлечениях является легкая неприхотливая лодка.
Я решил впервые попробовать свои силы в постройке лодки, поставив перед собой следующие требования: малый вес, минимум затраченного материала, простота постройки.
Меня привлекла лодка с обводами типа джонбот». После постройки и испытания на воде я остался ею доволен. Маленькое суденышко легко идет под веслами, резво бежит под ПМ «Салют», легко отыгрывается на волне не выше 30 см, вполне остойчиво. В нем свободно размещаются три человека с грузом до 60 кг. Лодка просторна, имеет достаточно свободной площади для размещения рыболовного и туристского снаряжения. А главное, она вполне транспортабельна, так как весит всего 30 кг. Два человека без особого труда могут погрузить ее на багажник легкового автомобиля. Ширину лодки выбрал из расчета свободной погрузки на верхний багажник автомобиля днищем кверху. При погрузке лодка плотно ложится бортами на стоики кронштейнов багажника.
При подъезде к берегу суденышко легко переносится к воде. Для удобства переноски на транце и по планширю установлены ручки. Они же и в качестве уток служат для закрепления якорного каната во время стоянки.
При постройке использовал традиционный способ — вверх килем. От оклейки корпуса стеклотканью решил отказаться по соображениям увеличения веса. Сборку поперечного набора и обшивки делал на эпоксидном клее ЭДП с последующей герметизацией стыков эпоксидной шпаклевкой, в которую в качестве наполнителя добавлял мелкие древесные опилки. Для увеличения запаса плавучести в случае затопления лодки водой под планширь кокпита к обшивке бортов между первым и вторым шпангоутами, а также по внутренней поверхности транца наклеил бруски пенопласта толщиной 40 мм. Передняя и задняя банки сделаны несъемными; использована для них та же фанера. что и для изготовления корпуса. Средняя банка съемная и выполнена из фанеры толщиной 8 мм. На транец поставил фанеру также толщиной 8 мм и небольшую подмоторную доску.
Внутренний набор сделал из деревянных брусков размером 20X30X2000 мм Для большей прочности шпангоутные рамки собраны на кницах. Для обеспечения жесткости днища по всей длине снаружи установлено пять ребер. В результате днище совершенно не прогибается под ногами, ребра хорошо защищают его от повреждений при подходе к берегу и неизбежных ударах о подводные препятствия. Пайолы не применял.
Когда корпус был готов, дважды пропитал его горячей натуральной олифой. После полного высыхания олифы внутреннюю обшивку лодки окрасил масляной краской, а днище и борта — свинцовым суриком на льняной олифе.
Весла на лодке стандартные — покупные. Они прекрасно укладываются по длине лодки при ее перевозке и весьма удобны при гребле.
Для транспортировки лодки на небольшие расстояния к воде из старой раскладушки сделал тележку, которая оборудована четырьмя надувными колесами от детского велосипеда; тележку складываю пополам и укладываю внутри лодки, в носовой ее части.
На постройку «джонбота» я затратил три недели. Из мате риала кроме пенопласта и обрезков 8-мм фанеры ушло три листа строительной фанеры толщиной 4 мм, 20 штук деревянных брусков 20X30X2000 мм, 1,5 кг масляной краски, 3 л натуральной олифы и 1,5 кг свинцового сурика.
Лодка была испытана на озерах Карельского перешейка, реке Вуоксе, Финском запиве.
Оценив все достоинства новой лодки и простоту ее изготовления и транспортировки, могу смепо рекомендовать «джонбот» дпя любителей отдыха на воде — рыбаков и охотников. Удовольствие, полученное от самостоятельной постройки «джонбота», с лихвой окупит все ваши затраты.
После приобретения прошлой весной ПМ «Ветерок-8Э» подка была опробована на ходу и под ним. С двумя взрослыми и грузом в 30 кг она легко выходила на глиссирование и развивала скорость около 30 км/ч. Была маневренна и довольно остойчива на поворотах. При плавании в одиночку для выхода на глиссирование необходимо перемещаться с задней банки на среднюю. При этом надо удлинить румпель. Скорость при плавании в одиночку значительно увеличивается.