Надежный свечной наконечник
Предлагаю надежный наконечник для высоковольтного провода, состоящий из трех точеных деталей. Колпачок 1 вытачивается из изоляционного материала — эбонита, фторопласта. В него вставляется вкладыш 2 таким образом, чтобы совместились отверстия диаметром 7 мм в колпачке и вкладыше. В эти отверстия помещается конец провода.
Третья деталь — игла 3; при ее завинчивании во вкладыш обеспечивается надежный контакт и удержание провода. Перед установкой иглы шлиц под отвертку необходимо несколько сплющить для плотного соединения с резьбовой частью свечи.
Строителям катера «Гольфстрим»
После публикации в «КиЯ» №135 основных чертежей быстроходного катера «Гольфстрим» редакция получила немало писем читателей с просьбами выслать или опубликовать более подробные чертежи корпуса, механической установки, угловой колонки, водомета и т. п.
К сожалению, удовлетворить такие просьбы мы не в состоянии, так как автор проекта В. А. Богданов разрабатывал чертежи для опытных судостроителей-любителей. уже строивших суда аналогичной конструкции и хорошо знакомых с основными приемами работ по изготовлению узлов и сборке корпуса. Разработка детальных чертежей, а это чрезвычайно большой и дорогой объем работ, в планы конструктора не входила. Да и мы не ориентировали его на это, ибо, как показывает опыт, строители вносят в проект изменения, связанные или с отсутствием необходимых материалов и двигателя, или с индивидуальным опытом и вкусами.
Любителям, взявшимся за осуществление проекта по опубликованным в «КиЯ» чертежам, советуем ознакомиться с книгой Д. А. Курбатова «15 проектов судов для любительской постройки, 3-е издание, 1985, Л-д, «Судостроение», а также с рядом статей по технологии постройки малых судов, опубликованных в журнале ранее.
Пользуясь случаем, приносим извинения за допущенную автором ошибку в таблице ординат катера «Гольфстрим»: строки с полуширотами линии «Е» от ДП и высотами этой линии от ОЛ следует поменять местами. Вместо указанной в таблице высоты на седьмом шпангоуте от ОЛ линии «3» 456 мм следует внести размер 356 мм.
Редакция будет признательна построившим катер за сообщения о его испытаниях, оригинальных конструктивных решениях и технологических приемах, которые могут быть полезны другим судостроителям-любителям"
Якорь для надувной лодки
Владельцу надувной лодки приходится решать непростую задачу выбора якоря. Обычная кошка здесь неудобна и создает опасность порвать оболочку лодки. Часто вместо якоря используют камень, но его нужно надежно привязать к концу и каждый раз отмывать от ила, глины и грязи.
Лет пять назад я эту проблему, кажется, решил. Думаю, что решение оригинально, ни у кого подобной конструкции я не видел. Более того, предлагаемый якорь пригоден не только для резиновой лодки, но и для мотолодки водоизмещением до 600—800 кг.
Для изготовления якоря потребуется алюминиевая сковорода без ручки диаметром 200—250 мм. Вес не имеет решающего значения. В центре сковороды просверливается отверстие диаметром 8—10 мм. Необходим еще стальной пруток диаметром 8—10 мм, хотя можно использовать и пруток из другого материала. Остальные подробности ясны из чертежа.
Для мотолодки лучше использовать чугунную сковороду такого же диаметра, но, естественно, более тяжелую.
Якорь легко разбирается на две части, каждая из которых укладывается в рюкзак или вместе с резиновой лодкой в чехол. Для крепления сковороды лучше всего использовать гайку-барашек. У обычной стандартной шестигранной гайки следует опилить острые углы в местах сопряжения граней.
Опыт показывает, что такой якорь «мертво» держит лодку даже на сильном течении при практически любом грунте: песке, иле, глине, гравии и т. д. Лодка при выбирании якоря может быть подтянута к нему до панера, после чего якорь легко отделяется от грунта. Мытье его проблем не составляет.
За все время эксплуатации такого якоря случаев зацепов, даже в сильно закоряженных местах, не случалось.
Оптический пеленгатор
Появление единичных образцов современных компасов, ручных пеленгаторов и т. д., к сожалению, не меняет ситуации — основным типом навигационных приборов на большинстве яхт остаются 127- и 100-миллиметровые компасы традиционной конструкции, а основным инструментом для пеленгования — рамочные пеленгаторы. Недостаток таких пеленгаторов — плохая видимость пеленгуемого объекта — в яхтенных условиях усугубляется низкой установкой компаса на рубке или рулевой колонке. Например, запеленговать маяк, расположенный на подветренном траверзе яхты, идущей с креном 30°, практически невозможно.
Между тем совсем несложно самостоятельно сделать хороший оптический пеленгатор для яхтенного компаса. Вот уже много лет все наши транспортные и промысловые суда оснащены гирокомпасами, в комплекс которых входят пелорусы с оптическими пеленгаторами ПГК-2. Сейчас первое поколение судов, которые снабжались этими приборами, идет на слом, так что в портовых городах раздобыть списанный пеленгатор не такая уж неразрешимая проблема.
Конечно, ПГК-2 громоздок и не подходит к магнитным компасам. Мы сняли основание, рассчитанное на азимутальный круг гирокомпаса, и заменили его самодельным (см. чертеж, на котором указаны размеры основания применительно к компасу УКП-М).
Новое основание сначала обтачивается на токарном станке из листовой алюминиевой заготовки, затем фрезеруется; в детали сверлятся отверстия. Важно точно соблюсти координаты отверстий, ибо от этого зависит точная установка на штатный крепеж и совпадение оптических осей приборов. Окрашенное молотковой эмалью основание крепится к оптической части прибора четырьмя винтами, пекле чего он приобретает вполне «фирменный» вид.
Приспособления для пеленгования светил (кронштейны, зеркала, светофильтры), практически не используемые при обычных крейсерских плаваниях, лучше демонтировать, тем более, что их нетрудно в любой момент вернуть на прежнее место.
Такой пеленгатор имеет довольно широкое поле обзора, дает четырехкратное увеличение предмета и обеспечивает хорошее совмещение его с изображением градусной шкалы картушки. Это особенно ценно при работе с отдаленными, плохо наблюдаемыми ориентирами. Наклон окуляра под 45° к горизонту позволяет удобно брать пеленг при любом крене яхты.
Описываемый прибор эксплуатируется на полутоннике уже несколько лет и наш экипаж не представляет себе, как можно было обходиться без него.
Простейший дальномер
Измерение расстояния до берега по известной высоте какого-либо ориентира широко применяется на практике судоводителями малых судов. Если на борту есть секстан, то с его помощью можно достаточно точно измерить вертикальный угол между основанием предмета и его верхним концом, а затем рассчитать расстояние, умножив известную высоту маяка, трубы, здания и т. п. на котангенс полученного угла. Если секстана нет, то можно воспользоваться простой линейкой с делениями, поставив ее вертикально в вытянутой руке и измерив видимую высоту предмета h. Зная расстояние l от глаза до линейки, можно рассчитать расстояние до предмета по закону подобия треугольников, имеющих стороны Н и D и h и l:
Для повышения точности измерений к линейке можно привязать шнурок определенной длины, например, 80 см и надевать его на шею. Этим гарантируется постоянство величины l.
За рубежом появились простые по конструкции и дешевые карманные дальномеры, в которых использован тот же принцип подобных треугольников. Такие дальномеры делаются из оргстекла или непрозрачной пластмассы (об одном из них сообщалось в «КиЯ» №91). На рисунке показан вариант такого дальномера, состоящего всего из трех деталей. Одна из них представляет пластину с рукояткой и пазом, в котором свободно перемещается ползунок. На кромках паза нанесены деления с цифрами, которые представляют собой частное h/l. При определении расстояния инструмент нацеливают пазом на маяк и передвигают ползунок большим пальцем таким образом, чтобы его нижняя кромка коснулась верхнего края маяка, а нижняя кромка паза совпала с основанием маяка. Достаточно теперь умножить цифру, против которой остановился ползунок, на высоту маяка, снятую с карты, чтобы получить расстояние до него.
Дальномер можно использовать и в горизонтальном положении, когда за базу принимается известное расстояние.
Микроопреснитель морской воды
Американская фирма «Рековери Инжиниринг» освоила производство компактных опреснителей морской воды, приводимых в действие вручную. Десять минут работы кистью руки, и на выходе опреснителя — около 200 г практически пресной (содержание солей — не более 2%) питьевой воды. Прибор работает с использованием запатентованной и разработанной для ВМФ технологии, по принципу осмоса — диффузии растворителя через полупроницаемую мембрану, разделяющую два раствора различной концентрации. При нажатии на рукоятку в опреснителе создается повышенное давление, ускоряющее процесс отделения пресной воды от морской.
Детали устройства изготовлены из термопластичных материалов и нержавеющих металлов. Его вес 1,14 кг, габариты 126X203X64 мм.