Говорить о комфорте и полноценном отдыхе на прогулочно-туристском судне — будьте каютный катер или крейсерская яхта — невозможно, если на нем отсутствует стационарный санузел.
Самый доступный вариант — стандартный береговой унитаз. Сложность в том, что он должен устанавливаться в ДП и настолько высоко над ватерлинией, чтобы не допускалось поступление забортной воды внутрь судна. Можно, конечно, установить невозвратный клапан на выпуске, но это не решает вопроса эксплуатации гальюна при крене; к тому же, клапаны имеют тенденцию выходить из строя в самый неподходящий момент.
Такой унитаз можно установить и ниже ватерлинии, если для сбора фекальных вод использовать накопительную цистерну, расположенную в трюме. Однако в нашем случае этот вариант оказался непригодным, так как корпус шлюпки имеет очень мелкий трюм.
Изготовить же прокачной гальюн, описанный в книге Д. А. Курбатова «15 проектов судов для самостоятельной постройки», своими силами практически невозможно. Для этого необходимы рабочие чертежи, станочное оборудование, коррозионностойкие материалы и т. д. Всем этим наш экипаж не располагал.
В конце концов, учитывая малую осадку судна и соответственно небольшую величину противодавления воды на выпуске, мы решили применить схему унитаза с воздушной прокачкой. Принцип ее действия ясен из рисунка.
После смыва водой герметически закрывается крышка унитаза и в замкнутый объем при помощи меха нагнетается воздух, вытесняющий содержимое за борт. Для предотвращения попадания воды в яхту фановая труба выведена с подъемом к палубе — «гуськом». Давление воздуха, необходимое для продувки унитаза, определяется разностью высот между верхней и нижней точками фановой трубы и не превышает 0,2 атм (менее 2000 мм водяного столба). Такое давление можно создать любым воздушным насосом большой производительности («лягушка», меха, диафрагменного типа и т. д.).
Основой послужил старый самолетный унитаз из нержавеющей стали. В верхней части его установлена перфорированная трубка для подачи воды на смыв. В нижнюю часть мы вварили выходной патрубок и, используя эпоксидную шпаклевку, обеспечили плавное сопряжение внутренней поверхности унитаза с патрубком.
При самостоятельной постройке унитаз можно выклеить из стеклоткани, придав ему требуемую форму.
Для подачи воды на смыв используется ручной диафрагменный насос, укрепленный на переборке санблока. Одновременно насос предотвращает утечку воздуха, нагнетаемого в унитаз.
В качестве воздушного насоса мы использовали меха из прорезиненной ткани, смонтированные на крышке унитаза, которая одновременно является нижней доской мехов. Доски мехов соединяются на петлях и имеют угол разворота около 40°. К крышке приклепаны угольники, через которые проходит ось мехов.
В качестве впускных (на верхней доске) и выпускных (на нижней доске) клапанов использованы клапаны от противогаза (респиратора). На впуске и выпуске воздуха параллельно установлены по 4 клапана. Рабочий объем мехов около 10 литров. При их изготовлении мы воспользовались книгой В. М. Борисова «Парус на лодке», Судостроение, 1985 г.
Сиденье вырезано из пенополиэтилена и приклеено эпоксидным клеем. Для обеспечения герметичного закрытия унитаза на крышку по периметру наклеен поролон толщиной 3 мм. В закрытом состоянии крышка удерживается поворотными задрайками. Унитаз установлен на 200 мм ниже ватерлинии и соединен с выходным фитингом дю-ритовым шлангом диаметром 50 мм, проложенным по кривой большого радиуса.
Для осушения унитаза необходимо сделать 5—10 качков мехами.
За два года эксплуатации порвался один из клапанов на верхней крышке мехов. Замена его была произведена за считанные минуты. В остальном конструкция нашего туалета оказалась достаточно удобной и надежной.