Снасть для ловли раков
«На безрыбье и рак — рыба», — утешаем мы себя, поймав нечто вместо желанного. Пословицы и поговорки, как правило, не устаревают. Да и эта — в нашем обиходе. А если вдуматься, то своим рождением она обязана рачьему изобилию, которое сохранилось еще в нашей памяти. Тем, чье послевоенное детство проходило в селах, имевших тихую речку или пруд, наверное, запомнились походы по прибрежным рачьим норам.
Ночью достаточно было развести на берегу костер, опустить в воду нитку с привязанным кусочком мяса, и в него через минуту впивались клешни. Ребята старшего возраста уже ставили сетчатые раколовки и сплетенные из ивовых прутьев самоловки. Ну, а взрослые... Те брали бредни и за два-три захода обеспечивали себя.
Что повлияло на резкое оскудение «рачьей нивы»? На севере, думается, раков вывел молевый сплав леса, устеливший дно рек гниющими бревнами, в средней полосе — смываемые с полей весенним паводком удобрения и ядохимикаты. Кое-где раков истребила еще не изученная чумная рачья болезнь.
Словом, ныне впору переиначить старую пословицу: «На безрачье и рыба — рак».
И все же любители водных путешествий нет-нет да и натыкаются на их колонии. Однажды, проплывая по Бугу, мы увидели нырявших мальчишек, добывавших с глубины превосходных крупных раков с голубым панцирем. У нас были маски и мы, причалив к берегу, присоединились к ребятишкам.
Под водою нам открылась невиданная картина: у дна высился целый лес водорослей, на широких листьях которых укрепились припорошенные илом раки. Поднесешь сзади руку, и вспугнутый рак молниеносным рывком «выстреливает» прямо в ладонь.
Хотя мы были менее опытны, чем юные раколовы, все же за пару часов каждый поймал до сотни раков.
Не перевелись они и в Прибалтике. Под городом Зарасай в Литве налажен промысел раков, поставляемых на экспорт. Тут я и увидел снасть для их лова, которую легко изготовить из тарных дощечек и сосновой дранки. Называется эта снасть бушем и представляет собой длинный, сантиметров семьдесят, ящик, неплотно обитый дранкой, с двумя входными отверстиями по сторонам, в которые вползают раки, привлеченные запахом «копчушки». Эту приманку помещают внутрь ящика через верхний лючок и крепят на стальной спице. Сверху на шнуре крепится пенопластовый поплавок, а к днищу ящика — груз.
Насадка в ящике без дна
Многие рыболовы для хранения животных насадок нередко используют консервные или даже стеклянные банки. Эти емкости неудобны и не обеспечивают длительного хранение. Иные прибегают к помощи деревянных ящичков, холщовых мешочков, керамических горшков и т. д. Но если навозный червь, скажем, хранится в них лучше, то процесс добывания насадки в определенной степени все же затруднителен и, простите, негигиеничен, ибо приходится ковыряться всякий раз в содержимом емкости. Червь, как известно, стремится скрыться от света и уползает вглубь.
Мною найден простои и удобный выход, заключающийся в незначительном усовершенствовании конструкции применяемого для хранения животных насадок деревянного ящичка. Дно, как и крышку, я тоже сделал выдвижным. Теперь, чтобы достать червя, достаточно перевернуть ящик и выдвинуть бывшую нижней крышку. Под обе крышки я помещаю тонкий спой смоченного водой мха. После неоднократного переворачивания ящика а процессе рыбалки червь, проходя множество раз через мох, очищается и становится более привлекательным для рыб, крепче сидит на крючке.