Поднесешь раковину к уху — и слышишь заманчивый шум моря. Грохот большого города за окном сразу становится глуше, не таким уж долгим представляется время, остающееся до отпуска. Приблизительно такое же волшебное действие всегда оказывали на меня фотографии миниатюрных парусников, запечатанных в бутылку. Подобные снимки нет-нет, да и появляются как курьез в газетах и журналах. Такие фото я всегда разглядывал с восхищением и завистью, но в натуре ничего похожего до поры до времени не видел.
Сделать модель парусника — размышлял я — трудно, миниатюрную модель — еще труднее, ну а протащить ее со всем рангоутом и такелажем через горлышко бутылки? Все равно, что верблюду пролезть через игольное ушко... Как же все-таки это делается?
Глядя на очередное изображение кораблика в бутылке, я невольно представлял себе эдакого Билли Бонса с попугаем на плече и серьгой в ухе. Ставший на вечный якорь джентльмен удачи коротает досуг — при помощи неизменного испытанного ножа не спеша воскрешает в миниатюре любимый пиратский бриг. И заела меня в конце концов мысль — превратиться на время в Билли Бонса и попробовать собрать в бутылке бриг своими честными руками.
Я всерьез задумался о том, как можно осуществить затею, и начал примеряться к красивым бутылкам. Нарисованная воображением романтическая картина довольно скоро поблекла, поскольку я понял, что одним острым ножом никакой пират ничего сделать не смог бы. Чем же и как он орудовал? Я понимал, что кто-то и где-то спокойно повторяет подобное и в наши дни, но абсолютно никакой информации по заинтересовавшему меня вопросу найти так и не смог. Пришлось велосипед изобретать.
И вот, после долгих праведных трудов я держу на ладони кораблик. Это миниатюрный бриг. Пусть что-то в нем упрощено, но тем не менее бушприт устремлен вперед, тянутся вверх стройные мачты с паутинкой снастей, паруса готовы принять ветер. Я держу свой кораблик на ладони и теперь уже твердо знаю, что за полчаса могу разобрать его на части, каждая из которых без усилий пройдет... через горлышко бутылки, лежащей рядом. В этом основной секрет. Остальное — дело техники и, разумеется, терпения.
Конструкция модели должна быть такой, чтобы число разъемов было минимальным, каждый элемент проходил через горлышко, четко фиксировался на своем месте и мог быть приклеен.
Последовательность сборки должна быть строго определенной — от наиболее удаленных элементов к ближним, от нижних — к верхним.
Сначала собирается корпус. Удобно собирать его «слоями», вырезая пластины из деревянных ученических линеек: они удачно имитируют доски обшивки.
Сами по себе сборочные операции должны быть простейшими: захватить, переместить, вставить, прижать на время схватывания клея, натянуть, повернуть и т. д. Естественно, все сборочные элементы должны быть заранее подогнаны с максимально возможной точностью и полностью отделаны с видимой стороны. Стоит сделать контрольную или, точнее, тренировочную сборку модели вне бутылки, но с использованием того же стапеля и подготовленного инструмента.
Лучше всего применять клей ПВА — поливинилацетатный, который всегда нарасхват в магазинах канцтоваров. Он хорошо схватывает, но твердеет сравнительно медленно, что дает возможность после контакта деталей еще кое-что поправить (старайтесь только ничего внутри им не испачкать!). Высыхая, этот клей, разводящийся водой, становится почти бесцветным, а его капля при высыхании значительно уменьшается в объеме, что также немаловажно для нашей миниатюры. Слабый раствор этого клея очень хорош для предварительной пропитки ниток, имитирующих такелаж; после этого кусочки нитки становятся жесткими и упругими, что значительно облегчает процедуру оснащения модели, а также создает иллюзию натянутых снастей. Кромки парусов, пропитанных клеем ПВА до их вырезания, не будут «разлохмачиваться».
Для нанесения клея в отдельных точках конструкции, уже находящейся в бутылке, и прижатия сборочных единиц лучше всего применять специальный инструмент — изогнутую нужным образом велосипедную спицу или даже несколько спиц отдельно для разных операций.
Что касается главного сборочного инструмента, то это — второй секрет. Инструмент придется делать особенный, что-то вроде миниатюрных пассатижей на тонкой, длинной и жесткой трубке с рукояткой, на которой расположено управление губками. Чем тоньше трубка, тем удобнее будет оперировать инструментом внутри бутылки. Желательно, чтобы стержень можно было при необходимости изгибать, но при этом его жесткость сохранялась. Говоря языком эпохи НТР (и немного утрируя), требуется разработать миниатюрный механический манипулятор с непосредственным управлением.
Чтобы в процессе сборки корпус модели оставался неподвижным относительно бутылки, необходимо изготовить стапель. Не беда, что он не будет походить на настоящий. Главное, чтобы он жестко фиксировал модель в положении на ровный киль, а после сборки модели стапель можно было «безболезненно» для нее удалить. Конструкция стапеля целиком будет зависеть от выбранного вами метода сборки модели. Показанный на рисунке стапель сделан из дюралевой полосы, которая на время сборки крепится к горлышку бутылки при помощи изоленты.
После извлечения стапеля советую закрепить модель — приклеить ее эпоксидкой, чтобы избежать повреждений о стенки. В плоской бутылке, в которой поперечные перемещения модели и так будут ограничены, этого можно не делать.
По окончании сборки корпуса устанавливаются заранее изготовленные и полностью отделанные надстройки, трапы и шлюпки, которые, кстати сказать, можно сделать из тех же линеек. Палубу до лакировки стоит покрыть продольными рисками, имитирующими пазы настила и одновременно маскирующими продольный технологический разъем.
Затем переходим к парусному вооружению модели — этапу, требующему максимального терпения, осторожности и изобретательности. Лучше всего делать эту работу «помачтово» и комплексно. Реи, паруса и такелаж, относящиеся к одной мачте, собираем на ней вне бутылки (кстати, прекрасным материалом для рангоута служат обыкновенные спички). Потом, обернув паруса со шкотами, фалами и реями вокруг мачты, протаскиваем получившийся рулон через горлышко. Поставив в подготовленное гнездо мачту и приклеив нижние концы вант, поочередно расправляем и окончательно крепим паруса и такелаж.
Так просто получается далеко не всегда. Все зависит от типа парусного вооружения и размеров выбранной бутылки. При этом, как говорится, возможны варианты, но суть их одна: все, что можно, делается вне бутылки, но с таким расчетом, чтобы не создавать излишних трудностей (их и так будет достаточно!) при сборке внутри бутылки.
Наиболее эффектно выглядит парусник в плоской бутылке-фляжке, когда он занимает все ее внутреннее пространство, упираясь в стенки ноками рей и клотиками мачт. Естественно, в этом случае будет особенно важен порядок установки мачт: сначала ставится «дальняя» мачта около донышка, а затем уже те, что ближе к горловине, иначе есть опасность повредить сборочным инструментом сделанное ранее. Труднее всего в плоской бутылке монтировать снасти, протягиваемые между мачтами. В цилиндрической бутылке эти трудности отпадают, так как между моделью и стенками остается достаточно места для прохода инструмента.
Раньше, на парусном флоте, матросы умели вязать не только морские узлы: они могли плести из концов множество полезных вещей (так и хочется сказать «дельных») — маты, кранцы, циновки и т. п. Это чем-то сродни вязанию, которым в последнее время так увлекаются мужчины, пытаясь успокоить нервы. Сборка парусника в бутылке успокаивает нервы наилучшим образом, начисто ликвидирует проблему свободного времени и великолепно укрепляет волю, ибо..., но все это вы почувствуете сами, когда приступите к делу.
Если у вас есть дети, они будут в восторге, наблюдая за работой и приобщаясь к рождению маленького рукотворного чуда. Но самое интересное будет, когда вы закончите свой титанический труд. Не удивляйтесь и не возмущайтесь тем, что я скажу. Глядя сквозь блики на стекле на законченный парусник, вам захочется его... подарить. Да-да, подарить. Неважно кому — мужчине, женщине или ребенку. Главное, чтобы он как и вы, любил море, волны и ветер.